|
|
N°172, 20 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цветы запоздалые
«Бессмертные души» -- на московских экранах
Дистрибьюторы «Бессмертных душ» в Америке -- компания Artisan -- пресс-показ для критики демонстративно устраивать не стали, и правильно. Критикам не понравилось -- пусть с опозданием, но оттоптались на несчастном ужастике вволю. После того как в 1996 году «Крик» Уэса Крэйвена положил начало буму тинейджерских фильмов ужасов, все эти бесконечные «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» успели основательно надоесть, а пародии на них оказались куда популярнее и увлекательнее самих первоисточников. И все же «Бессмертные души», запоздалый цветок уходящей эпохи, лично мне милее скучнейших «Криков» с натужным культом цитирования и рефлексии. А режиссер, которому фатально не повезло с именем (зовут его Стив Карпентер 3-й: мало, что однофамилец одного знаменитого режиссера, так еще и полный тезка другого, хорошо известного), местами проявляет признаки изобретательности и, страшно сказать, интеллигентности. Да и возможность увидеть в одной картине трех восходящих звезд американского кино -- Уэса Бентли («Красота по-американски»), Мелиссу Сэйджмиллер («Вирус любви») и Элизу Душку («Добейся успеха») -- на дороге не валяется.
Компания тинейджеров попадает в автокатастрофу. Остаток фильма посвящен выяснению того, что же в сущности произошло на пустынном шоссе и кто из героев оказался по ту сторону жизни, а кто -- по эту. Главная фишка «Бессмертных душ» в том, что в одном фильме использовано несколько жанровых моделей: мистический триллер о потустороннем мире в духе «Шестого чувства», психоаналитический триллер о жертве, которая в итоге оказывается главным злодеем, фильм ужасов о секте сатанистов и даже медицинский триллер о «врачах-убийцах». Каждая из этих моделей сама по себе вполне предсказуема в своем развитии, но вот когда режиссер монтирует всевозможные версии встык, не оказывая предпочтения ни одной из них, запутать зрителя ему все же удается. И пусть результат порой получается смехотворным, молодое поколение, не читавшее «Мост через Совиный ручей», должно поблагодарить Карпентера 3-го хотя бы за то, что он познакомил его с одним из классических и самых эффектных приемов в истории сюжетосложения.
Алексей МЕДВЕДЕВ