|
|
N°172, 20 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сдачи не надо
Ответ США будет продиктован не эмоциями, а расчетом
Вчера Белый Дом официально отверг предложение верховного лидера афганского движения «Талибан» муллы Омара провести переговоры о судьбе Усамы Бен Ладена. Представитель администрации США Ари Флайшер заявил: разговаривать не о чем, пора действовать. Впрочем, даже если бы талибы согласились выдать террориста №1, такая «сдача» вряд ли повлияла бы на решимость Америки покончить с организованным терроризмом.
К ударам США по Афганистану, кажется, уже готов весь мир. Однако чем более все уверены, что главной целью станут именно талибы, тем большие сомнения в этом возникают. Те, кто уже неделю ждет, что на «Талибан» обрушится возмездие, исходят из того, что Вашингтон сейчас руководствуется исключительно эмоциями, жаждой мести и внутриполитическими задачами. Наказать немедленно кого-нибудь, чтобы «выпустить пар». Между тем, если оценить обстановку непредвзято, нельзя не признать, что развитие событий свидетельствует как раз об обратном.
Шок, который пережила Америка, начинает проходить. Президент Буш, даже не ответив ударом на удар по анонимному врагу, пользуется беспрецедентным доверием соотечественников. Консолидация американцев происходит и без немедленного ответного кровопускания. Разумеется, Соединенные Штаты готовятся к возмездию. Большинство экспертов предсказывают, что для начала США нанесут-таки удар по лагерям Бен Ладена в Афганистане. Отставной генерал Пол Вэн Рипкен уподобляет эту операцию так называемому «рейду Дулитла», то есть бомбардировке Токио, предпринятой американцами под командованием генерала Дулитла в апреле 1942 года, через 4 месяца после японского нападения на Перл-Харбор. Налет имел более чем скромные масштабы, но сильно поднял дух американцев, еще не вполне оправившихся тогда от потрясения. За ним последовали годы войны. Как и тогда, нынешнее возмездие не будет спонтанным, скорее уж оно диктуется холодным расчетом.
Весьма примечательны в этой связи вчерашние высказывания министра обороны США Дональда Рамсфелда, сделанные им в интервью CNN. «Проблема -- это не Бен Ладен и не его организация «Аль-Каида», -- заявил шеф Пентагона. -- У нас хватает свидетельств, касающихся целого ряда стран, которые покрывают террористов по всему миру». Министру вторит и посол США в Казахстане Ларри Нэппер, который заявил вчера, что Вашингтон не будет предупреждать террористов об ударах. Если так, то талибы -- цель далеко не основная, их-то предупредили уже не только американцы, но и весь мир.
Вопреки сложившемуся за полгода президентства стереотипу (Джордж Буш -- неискушенный в дипломатии простак из техасской глубинки) американцы до сих пор вели себя на международной арене весьма осмотрительно. Активность США в сопредельных странах, в частности в Центральной Азии, свидетельствует о том, что Вашингтон готов учитывать мнение соседей Афганистана и не собирается просто выкручивать им руки. А поскольку главной опорой центральноазиатских республик является Россия, ясно, что действовать в обход нее тоже никто не рискнет. Весь смысл американской дипломатии, чьи посланцы в эти дни по всему миру «сверяют часы» с зарубежными лидерами, выглядит сегодня предельно простым: «вы за белых или за красных», против террористов или заодно с ними. «Часы» почти везде показывают «правильное» время, а большего США и не требуется. Все «за», или, точнее, никто «не против»: зло должно быть наказано. К тому же даже «недружественные» США российские правоведы признают: в отличие от, например, несправедливых бомбежек Югославии в данной ситуации действующее международное право не дает оснований для осуждения ответных действий США.
Так что способы наказания террористов и их адреса Америка выберет сама. В отдельные детали предстоящей «порки» -- вряд ли во все -- посвятят двух-трех ближайших и необходимых для ее осуществления союзников (ровно настолько, чтобы «порка» выглядела коалиционной), как это было во времена «Бури в пустыне».
Аркадий ДУБНОВ, Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк, Игорь МАКСИМОВ