|
|
N°20, 07 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тарифный базар
Регулирование цен в ЖКХ превратилось в торговлю центра и регионов
Попытка регулировать из федерального центра тарифы на жилищно-коммунальные услуги оказалась на грани срыва. По данным «Времени новостей», большинство регионов страны не смогли уложиться в рамки отведенного им максимального коэффициента удорожания и теперь просят Федеральную службу по тарифам (ФСТ) повысить планку.
Первой, похоже, преуспела в этом Москва. Как заявил вчера РИА Новости источник в городской администрации, мэрии удалось убедить ФСТ увеличить предельно допустимый индекс роста тарифов с 20 до 25%. Правда, как заявили «Времени новостей» в ФСТ, приказ об этом еще не подписан, но его проект готов. Однако другие регионы в январе уже успели представить обоснования более резкого повышения тарифов, нежели установила им ФСТ, и, как утверждают в службе, предельные индексы будут скорректированы. Однако таким образом подрывается главная идея передачи полномочий по регулированию тарифов на услуги ЖКХ с муниципального уровня на федеральный -- снижение инфляции.
Решение о централизации установления коммунальных тарифов было принято после того, как Владимир Путин неоднократно выражал беспокойство слишком высокими темпами инфляции в стране. Осенью министр экономразвития Герман Греф заявил президенту, что завершается работа над новым законопроектом, в соответствии с которым до 2009 года устанавливается единый принцип ценообразования на услуги ЖКХ: федеральный центр определяет коридор, в границах которого регионы могут выбрать "свой" тариф. В декабре законопроект был спешно проведен через Госдуму и Совет Федерации и подписан Путиным, а 10 января вступило в силу соответствующее постановление ФСТ.
Однако еще во время обсуждения высказывались опасения, что закон скорее только усугубит ситуацию в ЖКХ: инфляцию он вряд ли остановит, зато в большинстве регионов попросту не хватит средств на инвестиции в обветшавшую инфраструктуру. Причем никаких внятных обоснований уровня тарифов, устанавливаемых для разных регионов, не будет. Что, собственно, и произошло. В постановлении ФСТ максимальный рост тарифов утвержден для каждого региона, но при этом для всех областей Северо-Западного, Южного и Сибирского федеральных округов максимальная планка повышения тарифов ЖКХ является почему-то одинаковой и составляет ровно 20%, а в Центральном округе такую же планку установили лишь для 12 из 18 регионов. Тем временем уже в январе губернаторы и мэры забили тревогу -- грянули морозы, и начались аварии в коммунальном комплексе, при этом стало очевидным, что собранных с потребителей денег на все работы не хватит.
«В январе после праздников мы уточняли с субъектами РФ те предложения, на основании которых в конце декабря были приняты решения, -- заявили вчера «Времени новостей» в ФСТ. -- Где-то есть счетные ошибки. Например, были случаи, когда субъект федерации представлял данные по столице региона, а не в целом по региону. Сейчас ведется работа по корректировке индексов по ряду субъектов. В начале февраля мы примем решение по корректировке». Причину ошибок на всех уровнях объясняют спешкой и длительными новогодними праздниками. Но никак не тем, что ФСТ попросту не в силах качественно определить необходимый уровень тарифов по каждому региону, городу и поселку.
В итоге в первые дни февраля граждане стали получать внушительные январские счета на оплату коммунальных услуг. В Москве подорожание составило 29% при допустимом максимуме 20%, в некоторых районах Нижегородской области -- 46% при максимуме 23,2%, в Амурской области -- 30--40% при максимуме 20%, в Брянске -- 26% при максимуме 15%, в Екатеринбурге -- на 33% при максимуме 20% и т.д. Выступления против роста коммунальных тарифов, произошедшие в нескольких регионах, хотя и не были столь массовыми, как год назад, когда началась монетизация льгот, однако послужили неприятным сигналом для властей.
В ФСТ говорят, что до 10 февраля на местах обязаны привести тарифы в соответствие с постановлением службы и отчитаться. «Если до 10 февраля субъект не привел в соответствие свои тарифы, то он получит предписание, обязательное к исполнению, -- заявляют в ФСТ. -- Не исполнит предписание -- иск в арбитраж и впоследствии -- меры прокурорского реагирования». Пока, однако, некоторые регионы даже не вступили в диалог с ФСТ.
В Москве же такие переговоры завершились в пользу большего роста тарифов, чем изначально планировала федеральная служба, однако меньшего, чем хотели городские чиновники. В результате с 1 марта в столице произойдет снижение тарифов почти на 7% по сравнению с уровнем, установленным в январе, в итоге среднегодовой рост тарифа составит в Москве 25%. Во многих городах, судя по всему, будет похожая ситуация.
Таким образом, можно констатировать, что федеральный центр, как и раньше, не в состоянии эффективно контролировать процесс установления коммунальных тарифов по стране, который выглядит просто торговлей с регионами и сопровождается бесконечным пересмотром цифр в платежках, рассылаемых населению. Страдающей стороной оказываются и частные инвесторы, которые начали вкладывать средства в региональную коммуналку, -- инвестсоставляющую в тарифе попросту обрезали (кроме двух регионов -- Нижегородской и Ростовской областей). Иными словами, какого-либо внятного представления о методе «лечения» ЖКХ по-прежнему нет.
Николай ГОРЕЛОВ