|
|
N°20, 07 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тбилиси преднамеренно обостряет ситуацию
В последний день января в американской газете «Уолл-стрит джорнел» появилась статья спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе, посвященная критике новой российской доктрины безопасности (при ее изложении г-жа спикер опиралась на статью Сергея Иванова, опубликованную в той же газете 11 января). Неподконтрольные Тбилиси территории она назвала «незаконными сепаратистскими криминальными анклавами». В подтверждение был приведен пример обнаружения в Южной Осетии «современной зенитной установки ЗУ-23».
Стремление г-жи Бурджанадзе представить в глазах мировой общественности неподконтрольные территории Южной Осетии и Абхазии как «криминальные» по меньшей мере некорректно. По законодательству СССР, действовавшему в 1991 году, когда юридически Грузия вышла из состава СССР, в правовом поле СССР остались и Южная Осетия, и Абхазия. Не Москва, а Тбилиси попытался силой присоединить эти территории. И только вмешательство России остановило кровопролитие. Ныне эти республики не только имеют символы государственной власти и фактически независимы от Тбилиси.
Но самое нелепое в статье спикера -- это попытка представить ЗУ-23 как «современную российскую зенитную установку», якобы угрожающую полетам «международных рейсов гражданской авиации». Можно было подумать, что она грозит даже президентскому самолету, летящему на высоте 10 тыс. метров. На самом деле эта «современная» установка образца 1957 года является почти ровесницей спикера грузинского парламента. По техническим характеристикам она способна обстреливать цели на высотах до 2 тыс. метров и по дальности до 2,5 тыс. метров.
Какова же цель этих провокаций? Выдавить Россию из формата миротворческих операций в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. Создать мнение, что миротворческие операции в зонах конфликта не осуществляются, что в них нет надобности.
Этим же целям служат намерения Грузии в одностороннем порядке принять решение о выводе Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) и расформировании Смешанной контрольной комиссии. Попытки оформить это решение в стенах грузинского парламента принципиально противоречат Сочинскому соглашению 1992 года, подписанному президентами России и Грузии в присутствии лидеров Северной и Южной Осетии. Складывается мнение, что Тбилиси преднамеренно обостряет ситуацию и создает повод для вмешательства третьих стран, надеясь силой вернуть неподконтрольные территории.
Анатолий ЦЫГАНОК, профессор Российской академии военных наук, полковник запаса