|
|
N°21, 08 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Если Украину примут в ВТО раньше России, она может отыграться за газ"
О сложностях переговорного процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию и о проблемах, которые могут ожидать страну после того, как переговоры завершатся успешно, обозревателю «Времени новостей» Ирине СКЛЯРОВОЙ рассказал исполнительный директор Института экономики переходного периода Сергей ПРИХОДЬКО.
-- Переговоры с какими странами для нас самые сложные?
-- Главная проблема -- это, конечно, США, ведь прочие страны, с которыми нам не удается пока договориться, например Колумбия, могут отстаивать не только свои интересы. Сложно представить ситуацию, когда мы с США подпишем протокол, а Колумбия будет упорствовать. У США по сравнению с Евросоюзом, с которым переговоры тоже были сложными, сейчас более жесткая позиция. Ничего принципиально нового, та же защита интеллектуальной собственности, те же меры санитарного и фитосанитарного контроля, то же требование доступа иностранных компаний на рынки финансовых услуг. Цены на энергоносители -- как завуалированная субсидия производителя. Очень интересует США соглашение по авиатехнике, а именно отмена пошлин. Естественно, Евросоюз это меньше волновало. Интеллектуальная собственность -- сложный вопрос. Ведь у США тоже есть проблемы с ее защитой, хотя бы по сравнению с Северной Европой, где дела обстоят значительно лучше. Контрафактная продукция имеется везде. Но для нас главная задача -- не оценивать количественно объем контрафакта, а показывать в ближайшее время до вступления в ВТО какие-то реальные достижения по борьбе с ним. Именно реальные, а не принятие законов и постановлений. Поэтому если члены ВТО согласятся, что Россия идет в правильном направлении, и мы дадим гарантии, что с этого направления не свернем, тогда согласование возможно.
Что касается такого пункта переговоров, как допуск в нашу страну зарубежных кредитных учреждений и страховых компаний, то для нашей пока еще хилой банковской системы такое проникновение было бы сильным ударом. С другой стороны, для нас с вами как потребителей это было бы выгодно, ведь снизились бы проценты по кредитам и стоимость страховых услуг. Теперь дело в переговорах. Российские переговорщики будут объяснять, что мы по каким-то соображениям не можем допустить филиалы кредитных и страховых организаций на территорию нашей страны, хотя деятельность иностранного банковского капитала в России законодательно не ограничена и не запрещена. У нас позиция, что можно создавать иностранные банки, которые имели бы российскую регистрацию, но были бы иностранные по капиталу. Ведь в таком случае они будут действовать под контролем Центробанка. Удовлетворит ли наших партнеров по переговорам такой вариант, говорить сложно.
-- Какова будет позиция России внутри ВТО, учитывая, что неформально страны там делятся на бедные и богатые, влиятельные и менее влиятельные?
-- На последней гонконгской министерской конференции ВТО (в декабре 2005 года. -- Ред.) и на предыдущей в Дохе выяснилось, что проблем внутри организации очень много. И по сравнению с переговорами уругвайского раунда, которые длились тоже очень долго, но завершились эффективно, ситуация пока что бесперспективная. В зависимости от темы переговоров внутри ВТО формируются разные группы стран, и в каждой из них мы должны занять свое место. Хочется надеяться, что при наших объемах торговли, которые, конечно, не сравнить с США и Евросоюзом, но которые значительно выше прочих стран, мы имеем шансы занять достойное место. Наш «вес» может сравниться с «весом» европейских стран.
-- В связи с удачным завершением в Гонконге переговоров по сельхозсубсидиям что ожидает наше сельское хозяйство?
-- Если мы вступим на тех условиях, которые отстаиваем, максимально разрешенный объем субсидий сельхозпроизводителям, которые мы сможем использовать, все равно будет выше, чем он есть у нас сейчас. Что касается пошлин, то там за редким исключением ситуация такая же. Связанный импортный тариф, то есть тот размер пошлин, который мы превышать не имеем права, практически ни по одной позиции не ниже сегодняшнего. В любом случае, пока есть время, надо еще более тщательно исследовать соглашения по субсидиям.
-- Есть ли шанс, что в ближайшие полгода России удастся вступить в ВТО?
-- Судя по темпам переговоров, можно дать пессимистичный ответ. Ведь когда мы подпишем последний протокол, это не будет последней точкой. Потому что есть еще доклад рабочей группы, который тоже должен быть утвержден. Туда вкладываются наши обещания и обязательства, и его редактирование займет некоторое время. Так что скорее вступление произойдет в 2007 году.
Вообще, как показала практика последних трех лет, прогнозы по поводу завершения переговоров о нашем вступлении во Всемирную торговую организацию были весьма неудачными. Пока ни одно из заявлений наших чиновников по этому поводу нельзя было назвать реалистичным. Но сегодня и по количеству стран, с которыми успешно прошли переговоры, и по количеству согласованных вопросов дело действительно близится к концу. Но расслабляться России все равно не придется. Как члены ВТО мы возьмем на себя новые обязанности. Не приходится говорить и о том, что, став членами ВТО, мы будет защищены от антидемпинговых расследований. Просто у нас на этот случай появятся рычаги обращения в органы Всемирной торговой организации.
-- Есть вероятность, что вступление в ряды ВТО России будет синхронизировано с Украиной?
-- Будет ли наше вступление связано с каким-то пакетом стран или с той же Украиной, то есть встанет ли задача принять нас с ними одновременно, -- это вопросы политические. Переговорщики уже сделали все, что могли. Конечно, опасение, что Украину примут раньше нас, имеет под собой основу. И я не исключаю, что в таком случае Украина получит возможность отыграться на России за газ и за все прочее. А полностью пройдя все процедуры, и став членом ВТО до того, как этот процесс будет завершен в отношении России, Украина будет выступать равным по статусу членом этой организации и говорить с нами на ином языке. Но, скорее всего, ведущие страны на такое не пойдут. Хотя бы для того, чтобы не допустить геополитических коллизий. Скорее нас примут приблизительно в одно время.
-- Возрастет ли российский объем внешней торговли в результате вступления страны в ВТО?
-- Нет, он определяется другими факторами. У нас основная часть экспорта, порядка 75%, приходится на нефть, газ и металл. Объем этот зависит от мировых цен и наших технических возможностей. Что касается прочей нашей продукции, то только оттого, что мы вступим во Всемирную торговую организацию, наши автомобили, например, лучше не станут. И покупать их за границей из соображений, что мы стали членами ВТО, не будут. Другое дело, что вступление в ВТО может повлиять на размер импорта по некоторым позициям исходя из конкретных договоренностей. К примеру, при отмене пошлин на самолеты, вырастет импорт самолетов. Но и это будет не очень значительно, так как рынок не резиновый.
|