Время новостей
     N°21, 08 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.02.2006
Между террором или цинизмом
Депутаты устали принимать новые предложения бизнеса по налоговому администрированию
Всю нынешнюю неделю бюджетный комитет Госдумы должен посвятить рассмотрению депутатских поправок в законопроект об улучшении налогового администрирования. И хотя то, что «вырисовывается» в итоге ко второму чтению, являет собой результат полугодичного переговорного процесса между Минфином, бизнесом и депутатами, в полной мере не устраивает ни одну, ни другую, ни третью сторону. Подводные камни законопроекта представители бизнеса обсуждали с членами бюджетного комитета на «круглом столе» общественной организации «Опора России» «Проблемы и перспективы налогового администрирования: ожидания и результаты».

Определения налогового терроризма в Налоговом кодексе (НК) нет, так что запрещать его бесполезно, весь терроризм исходит от своеобразного применения норм НК, считает заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. «Наши поправки носят исключительно точечный характер в тех местах, где настаивал бизнес и где Минфин явно недоработал», -- уточнил он.

По словам председателя экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы Михаила Орлова, вместо сокращения количества документов, которые можно истребовать у плательщиков, в правительственном варианте перечень расширен беспредельно, он будет определяться Минфином. "Сейчас, к примеру, пользуясь правом требовать любой документ на свое усмотрение, инспектор может запросить живую подпись" президента Индии на копии контракта", -- пояснил г-н Орлов. А вместо ограничения срока выездных проверок, которые сегодня могут идти два месяца (правда, с перерывами), законопроект предлагает установить срок непрерывной проверки до 15 месяцев, причем, как сказано в тексте, проводить такие проверки «не чаще двух раз в год». «Если это и есть выполнение поручения не терроризировать бизнес, то реализуется оно правительством с особым цинизмом», -- полагает г-н Орлов.

"Терроризм уже проявляется в самом законопроекте, который написало правительство, так как позволяет сделать с налогоплательщиком все, что угодно", -- заявил научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Странно, что Федеральная налоговая служба кичится "эффектом ЮКОСа", записывая его в ряд своих успехов, считает экономист.

Заместитель руководителя управления налогового контроля Федеральной налоговой службы (ФНС) Елена Карпова постаралась опровергнуть обвинения в "терроре". «По мнению присутствующих, все налоговые органы заняты якобы тем, что устраивают террор, но если бы все налогоплательщики являлись добросовестными, проблем бы не было», -- сказала она. "Никаких конфликтных ситуаций нет, налогоплательщик просто должен правильно исчислять и уплачивать налоги", -- заявила г-жа Карпова.

«Если ФНС уверяет, что добросовестному налогоплательщику нечего бояться, кто-то должен подтверждать его добросовестность, и этот кто-то и есть налоговый инспектор»,-- возразил Андрей Макаров. И тем более нет гарантии, что отдельно взятый инспектор окажется таким же добросовестным, предположил он. С ним согласен представитель «Опоры России» Александр Паперно. «Видя, как налоговики в регионах трактуют законодательство, никогда нельзя быть уверенным в том, что заплатил налоги правильно», -- считает он.

Представители бизнеса, весь прошлый год при подготовке законопроекта Минфином пытавшиеся сформировать активное лобби и явно разочарованные результатом, не теряют надежды подправить документ. Как сказал руководитель исполкома «Деловой России» Николай Остарков, хотелось бы, чтобы налоговики запрашивали документы по принципу «одного окна»: если документ был представлен единожды, то другой чиновник обязан его сам отыскать и самостоятельно снять с него копии». По словам эксперта ОПОРЫ Дарьи Якухиной, неплохо было бы обязать налоговиков направлять требования не по почте, а уведомлять руководство организаций лично. По мнению эксперта Торгово-промышленной палаты Дмитрия Фадеева, нужно разграничить объем штрафов в зависимости от величины предприятий. "Если законопроект будет принят без учета этих и многих других обсуждаемых поправок, то он, безусловно, облегчит работу налоговикам. Но это же станет и единственным эффектом принимаемого закона", -- обратился к депутатам заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков.

К удивлению предпринимателей, оказалось, что представителей Госдумы раздражает такой напор. "Мы и так по максимуму учли в поправках все ваши пожелания, которые летом были публично согласованы между бизнесом и Минфином, -- ответил Андрей Макаров. -- Не получая четко сформулированных предложений, мы вынуждены сами перерабатывать ваши поправки, из-за которых потом еще и ссоримся с правительством и Минфином».

Ирина СКЛЯРОВА