Время новостей
     N°19, 06 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.02.2006
Словарный запас
Две трети россиян отказываются верить слухам
Несмотря на известное недоверие россиян к «огосударствленной» прессе, печатное слово сегодня вызывает все же меньший скептицизм, нежели информация, передаваемая, что называется, из уст в уста. Это подтверждается последним исследованием социологов фонда «Общественное мнение», пытавшихся выяснить роль слухов в информировании населения России в начале XXI века. Опубликованные в конце минувшей недели результаты всероссийского опроса, проводившегося в ста населенных пунктах 44 субъектов федерации, показали, что легковерными россиян не назовешь. 73% респондентов решительно заверили, что не верят доходящим до них слухам. И лишь 16% (преимущественно женщины) признались, что порой принимают информацию, поступающую по каналам известного агентства ОГГ («одна гражданка говорила»), за чистую монету.

Более того, судя по ответам россиян, слухи как явление практически незаметны на отечественном информационном поле. Во всяком случае, 68% респондентов не смогли даже припомнить, какой именно слух достигал их ушей последнее время. Те же, кто вспомнил последние беседы у подъезда, в транспорте или на работе, по сути, выдали на-гора набор своих фобий, в чистом виде слухами и не являющихся.

Примечательно, что, как и в советское время, когда кухонные разговоры и подъездные сплетни компенсировали недостаток официальной информации, главной темой сегодняшних слухов является неизбежность повышения цен. Но если 20, 30 или 40 лет назад ждали подорожания продуктов или водки, то сегодня активно обсуждаются перспективы роста коммунальных платежей. По данным ФОМ, из 25% респондентов, поделившихся с социологами слухами, почти половина (12%) говорила о тарифах и проблемах ЖКХ. Объяснений тому можно найти с избытком: это и «предновогодний синдром», порождающий в декабре и январе все мыслимые социальные страхи, и невнятность формулировок чиновников, пытавшихся объяснить псевдоэкономическими терминами необходимость повышения тарифов, и непоследовательность властей, сначала обещавших не допустить резкого скачка цен на услуги коммунальщиков, а затем позволивших ЖЭКам не ограничиваться декларированным ростом в 15--20%. В такой ситуации околоподъездная информация воспринимается практически с той же степенью достоверности, что и пресс-релизы Белого дома.

Нельзя, впрочем, не отметить и достойный вклад синоптиков в развитие устного народного творчества. Благодаря противоречивости их прогнозов, суливших то временную передышку от морозов, то задержку арктического антициклона над европейской территорией России, слухи о погоде в январе заслонили по значимости даже вечные темы -- сплетни о звездах шоу-бизнеса. Неофициальная информация о морозах и их последствиях интересовала 5% опрошенных. В то время как слухи из закулисья о жизни звезд стали достоянием лишь 1% респондентов.

Этот феномен, правда, объясним в том числе и активным развитием на информационном рынке желтых изданий, вытеснивших всех остальных сплетников со звездной поляны и ныне оперативно снабжающих соотечественников данными не только об изменении семейного положения артистов, но и о цвете их нижнего белья на последних вечеринках. Кто будет слушать сплетни о косметических операциях, если каждый грамм силиконового имплантата в бюст всякой засветившейся по ТВ певицы тут же протоколируется фотосессией в десятке бумажных и сотне интернет-изданий?

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ