|
|
N°20, 07 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Иногда спрашиваешь «члена партии», а гражданин в первый раз от нас услышал о такой партии"
До 1 января 2006 года политические партии должны были представить в Министерство юстиции документы о своей численности. Новый закон «О политических партиях» повысил планку обязательной численности партий с 10 до 50 тыс. Кроме того, партия должна иметь не менее 45 региональных отделений, в которых состоит на учете не менее 500 членов. Проверку, которую в течение всего 2006 года будет проводить Федеральная регистрационная служба («Росрегистрация»), явно пройдут не все зарегистрированные сейчас партии. Какие критерии для проверки достоверности сведений, предоставляемых партиями, будет использовать «Росрегистрация», корреспондент «Времени новостей» Дарья ГУСЕВА выяснила у начальника управления по делам политических партий, общественных, религиозных и иных организаций Алексея ЖАФЯРОВА.
-- Алексей Гайярович, сколько партий, по-вашему, в конечном счете пройдут проверку «Росрегистрации»?
-- Я не могу давать прогнозы, сколько политических партий останется в результате наших проверок. Точно так же не могу прогнозировать, сколько вновь созданных партий будет зарегистрировано. Вообще, прогнозы такого рода -- дело политологов, социологов, а не чиновников. Мы не занимаемся прогнозами, любой из них воспринимается как задание, спущенное сверху.
-- Каков механизм перерегистрации политической партии?
-- Последние изменения в законодательстве не предполагают перерегистрацию существующих политических партий. К политическим партиям предъявлены определенные новые требования. Эти требования повлекут за собой либо внесение изменений в учредительные документы партии, либо интенсификацию работы по приему новых членов в партию. И то и другое не означает перерегистрации. Изменения в уставе партии подлежат регистрации, прием новых членов партии не подлежит никакой регистрации, это внутрипартийная работа. Другое дело, что мы, как орган, который призван осуществлять контроль за соответствием деятельности партий закону, должны будем проверить, выполнила ли в конечном итоге политическая партия новые требования законодательства. В этой связи мы ведем проверки политических партий, в ходе которых в том числе проверяем и их численность.
-- Только численность?
-- В общем, проверяем соблюдение всех требований закона. Но есть ключевой момент -- численность. Требования закона существенно ужесточены, обязательное количество членов увеличено с 10 до 50 тыс., далеко не все партии в состоянии выполнить такие требования. Мы будем проверять все организации, которые на данный момент зарегистрированы в качестве политических партий.
-- Так каков же механизм ваших проверок?
-- Проверки мы проводим в плановом порядке, все наши территориальные подразделения знают, в каком месяце и какую партию надлежит проверять. Партии извещаются накануне начала проверки.
У нас 77 территориальных органов, некоторые из них охватывают несколько субъектов, как правило, сложносоставных. Каждое управление получает план проверок политических партии, в соответствии с этим планом проверят отделения тех партий, которые зарегистрированы в этом регионе.
Мы проверяем центральный аппарат, а параллельно в регионах идут проверки региональных отделений. Потом мы всю информацию собираем в Москве, анализируем, обобщаем, сличаем результаты проверок здесь с результатами проверок в регионах. По результатам свода всей информации можно сделать некие выводы, насколько партия чиста перед законом. Все регионы, в которых зарегистрированы отделения данной партии, будут проверены.
-- Как вы будете проверять подлинность членства -- опрашивать членов партии, проводить графологическую экспертизу?
-- Прежде всего мы будем проверять документы. Потому что большинство сведений, которые нам необходимы, должны быть отражены в документах партийного учета. Там должны быть собственноручно написанные заявления о приеме в партию, должны быть данные, кем являются эти члены партии, где живут, являются ли они гражданами России. И по этим данным очень часто можно увидеть первичную картину, как обстоит дело с наличием необходимого количества членов партии. Из этих же документов часто можно сделать вывод, что представленные данные вызывают сомнение. В этом случае может быть проведена и тотальная проверка, в том числе и с опросом членов партии.
-- Какие бывают поводы для сомнений?
-- Например, если заявления выполнены на одном компьютере или одним почерком. Это видно невооруженным глазом. Графологическую экспертизу мы не проводим. Во-первых, у нас нет такой функции, во-вторых, это ничего не доказывает. Важно личное волеизъявление гражданина. Иногда спрашиваешь «члена партии», а гражданин не то чтобы не писал заявление на вступление в партию, а в первый раз от нас услышал о такой партии. Это важнее, чем результаты экспертиз. Если проводить экспертизы, то на каждую партию будет уходить по полгода, на это нет ни времени, ни сотрудников, ни финансирования.
Еще один повод засомневаться -- когда по документам часть членов партии живет в одном подъезде, -- как это весь дом в едином порыве вступил в одно региональное отделение? Не взяли ли просто базу данных в ЖЭКе? Кстати, такие сомнения часто подтверждаются.
Я уж не говорю, что по последним проверкам, не буду называть ни партию, ни регион, поступает информация, что списки регионального отделения одной партии удивительным образом совпадают со списком регионального отделения другой партии. Выясняется потом, что в одной партии они действительно состоят, а о другой даже не слышали.
-- Какое количество партий сейчас официально зарегистрировано и подлежит проверке?
-- 37 партий. Партия самоуправления трудящихся прислала нам официальное извещение за подписью своего председателя о том, что на прошедшем съезде в ноябре 2005 года было принято решение о преобразовании политической партии во всероссийское общественное объединение, что не означает ликвидацию. Все остальные документы по этому вопросу нам пока не представлены, поэтому партия не исключена из плановых проверок.
Есть решение суда первой инстанции о ликвидации объединенной российской партии «Русь». Сейчас оно обжалуется, рассмотрение кассации назначено на 15 февраля. Пока эта партия не включена в план проверок, но в случае отмены решения план можно будет скорректировать.
-- Имеет ли значение при регистрации политическая ориентация партии?
-- Абсолютно никакого значения не имеет.
-- Каково будущее Национал-большевистской партии, которую снова не зарегистрировали? Что партия может предпринять с юридической точки зрения?
-- Они могут собрать съезд, принять решение о создании политической партии и опять подавать документы на регистрацию. Мы отказали в регистрации по тем мотивам, что съезд был нелегитимным. Поэтому им придется осуществить заново всю процедуру создания политической партии.
-- НБП собирается решать вопрос через суд. Для этого есть юридические основания?
-- Любое наше решение может быть обжаловано в судебном порядке, мы к этому относимся с пониманием. На то суд и есть, чтобы нас поправить, если мы не правы. Другое дело, что ни один наш отказ пока не был отменен в судебном порядке. А отказов в регистрации было много, и много обжалований -- в судах общей юрисдикции. По результатам проигранных исков были даже обращения в Конституционный суд о признании неконституционными положений закона, послуживших основаниями к отказу. Все эти жалобы остались без удовлетворения.
-- Поясните, пожалуйста, ситуацию, сложившуюся вокруг Республиканской партии, у которой возникли сложности при регистрации изменений сведений о юридическом лице. В партии сообщают, что Минюст считает прошедший в конце 2005 года съезд РПР нелегитимным и отказывается признавать изменения в руководящих органах партии, куда по итогам форума вошел депутат Госдумы Владимир Рыжков.
-- Мы отказали по результатам рассмотрения документов на регистрацию во внесении сведений о лицах, имеющих право действовать от имени партии без доверенности. В данном случае этот отказ не препятствует повторной подаче документов при условии устранении замечаний. Ситуация простая, не такая, как у НБП. Тут вопрос в том, что представленные документы о съезде партии не позволяли нам сделать однозначный вывод о легитимности мероприятия. То есть пока мы не ставим под сомнение сам съезд. Просто документы не отражают всех необходимых событий.
-- Глава Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков недавно сообщил, что 11 партий не сдали в срок -- до 31 января 2006 года -- финансовые отчеты. (Российская партия пенсионеров, Партия развития предпринимательства, Партия самоуправления трудящихся, Объединенная российская партия «Русь», Аграрная партия России, Партия свободы и народовластия, РКРП-РПК, Народно-республиканская партия России, «Интернациональная Россия», Конституционно-демократическая партия, Национально-консервативная партия России). Действительно ли это может повлечь ликвидацию партии?
-- Сам факт непредоставления финансовых отчетов не ведет к безусловной ликвидации политической партии. Любое систематическое нарушение закона может служить основанием для ликвидации любой организации. Политические партии в этом смысле не исключение. В случае с партиями непредоставление финансового отчета -- нарушение закона. Законом предусмотрена достаточно сложная процедура реагирования со стороны контролирующих органов на такие нарушения. Мы можем вынести партии предупреждение, установив срок для устранения нарушения не менее двух месяцев. Если партия не устранила нарушение, мы можем поставить перед судом вопрос о приостановлении деятельности партии на срок до полугода, чтобы принудить ее выполнить требование закона. Только если партия не выполнила и это требование, можно ставить перед судом вопрос о ее ликвидации. Это поэтапная процедура, достаточно растянута по времени, чтобы дать возможность выполнить требования закона. Поэтому на практике маловероятно, что непредоставление финансового отчета приведет к ликвидации какой-либо партии.
-- Не противоречат ли законодательству изменения, внесенные в устав «Единой России», разрешающие партии выдвигать кандидатов в Совет Федерации и от законодательных собраний, и от губернаторов?
-- Я предпочитаю не комментировать положения устава политических партий, их должны комментировать сами партии. Факт регистрации изменений в уставе политической партии означает, что нами проведена экспертиза этого устава и его положения не противоречат действующему законодательству. В данном случае мы можем с уверенностью сказать, что положения устава «Единой России» не противоречат законодательству.
Интерпретировать положения устава -- дело неблагодарное. Я могу только сказать, что устав «Единой России» определяет, в каком порядке происходит взаимодействие центральных и региональных руководящих органов при решении вопроса предложения кандидатуры на те или иные должности. Сейчас большинство партий прописывают систему взаимоотношений по поводу выдвижения на те или иные должности. Немного забегая вперед, они могут прописать и согласование тех кандидатур, внесение которых законодательством со стороны партий прямо пока не предусмотрено. Само по себе установление этого порядка -- внутрипартийное дело. Он никого, кроме самой партии, ни к чему не обязывает. Политическая партия в уставе может предусмотреть, например, возможность согласования кандидатуры на должность Генерального секретаря ООН. Вопрос в том, будет ли внесение этой кандидатуры обязательно к рассмотрению.
|