|
|
N°172, 20 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дума против ковровых бомбардировок
Под ковром
Дума не смогла вчера полностью оформить свое отношение к международному терроризму. Соответствующее постановление должно быть принято сегодня. Однако это не помешало думцам принять другое постановление -- в поддержку действий президента. Парламентарии заявили: «Мировое сообщество должно неукоснительно соблюдать положения международных конвенций о борьбе с терроризмом», «организаторы терактов и их покровители должны быть выявлены и преданы правосудию», «силовые действия в этой связи должны быть пропорциональными и строго выверенными».
Принять постановление о борьбе с терроризмом в целом помешали 18 поправок, поданных к двухстраничному документу различными фракциями. Обработать их думский комитет по международным делам не успел, сообщил глава комитета Дмитрий Рогозин. Информации о содержании поправок вчера не поступало, поскольку для обсуждения постановления Дума выбрала закрытый режим.
Предпринятые меры предосторожности спикер Думы Геннадий Селезнев объяснил тем, что «здесь много депутатов с хорошими и крепкими языками, и совсем не обязательно, чтобы эти языки будоражили Россию и весь мир». Крепкие языки не взбудоражили и представителей российских силовых ведомств, прибывших вчера на закрытую часть заседания. Силовики почти два часа слушали думцев и ничего в ответ не сказали. Их молчание объяснил полномочный представитель президента в Думе Александр Котенков: они не могут выступить без соответствующего указания главы государства.
Депутаты же рассчитывали, выслушав силовиков, понять истинные намерения президента. Поэтому думцам пришлось исходить из первой реакции Владимира Путина, который еще 11 сентября заявил о необходимости международных усилий в борьбе с терроризмом. Депутаты предложили президенту выступить с инициативой создания международного антитеррористического центра. Со своей стороны, они пообещали при рассмотрении бюджета-2002 «обратить особое внимание на финансирование деятельности, связанной с обеспечением национальной безопасности России».
Но, судя по открытым высказываниям после закрытого заседания, думцев более всего беспокоит участие России в обещанной США «акции возмездия». Лидеры практически всех фракций заявили, что они против «ковровых бомбардировок» вообще, и уж тем более против участия России в подобных войсковых операциях. Глава думских «медведей» считает безответственными призывы «к войне Севера против Юга, к новому крестовому походу» против исламского мира, раздающиеся, по его словам, «на Западе, а порой и в России». Лидер КПРФ Геннадий Зюганов порекомендовал «исполнительной власти навалиться всеми силами» на решение проблемы в Чечне, что, на его взгляд, и станет вкладом России в дело борьбы с международным терроризмом.
Поскольку об истинных намерениях американского президента российским парламентариям тоже ничего не известно, то их попытки понять, какое место займет Россия в грядущей борьбе, свелись в конечном итоге к поиску места, которое сулило бы России наибольшую выгоду. Лидер СПС Борис Немцов считает, что страна должна быть «с Европой и Америкой», чтобы не упустить исторический шанс войти в разряд развитых государств. В противном случае, считает он, Россия останется «один на один с долгами -- на западе, с талибами -- на юге, с Китаем -- на востоке». Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, напротив, уверен, что Россия вновь станет великой державой только в том случае, если поддержит талибов и вступит в союз «с арабским миром». Основания для возрождения величия России г-н Жириновский видит в том, что «у нас есть нефть, есть ядерное оружие».
Виктор ХАМРАЕВ