|
|
N°19, 06 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прокурорская раздача
Владимир Устинов рассказал силовикам об их плохой работе
В пятницу в Москве состоялась традиционная расширенная коллегия Генпрокуратуры РФ, посвященная подведению итогов ушедшего года. Год этот, как признали и приехавший на «заслушивание» президент Владимир Путин, и сам генпрокурор Владимир Устинов, выдался для стражей законности и порядка тяжелым. Впрочем, о недостатках самих прокуроров на коллегии было сказано немного. А основные шишки сыпались на головы милиционеров, наркополицейских, сотрудников уголовно-исполнительной системы и военных.
Президент, выступавший первым, сразу отметил, что «криминогенная обстановка в стране остается сложной». По его словам, в 2005 году увеличилась доля особо тяжких преступлений, «причем каждое второе так и осталось нераскрытым». Кроме этого, как отметил президент, в России ежегодно пропадает почти 70 тыс. человек, а сотрудники правоохранительных органов не могут установить их судьбу. Также Владимир Путин потребовал сокращения «средневековых» преступлений -- похищения и торговли людьми. «Уровень этих и других преступлений нужно снижать, причем не за счет статистики», -- сказал г-н Путин. В заключение он потребовал от Генпрокуратуры «более эффективно противостоять преступности в целом, прежде всего упреждающими действиями».
Сам же Владимир Устинов начал выступление с цитирования русского философа Ивана Ильина: «На протяжении всей своей истории Россия строилась сама -- часто заимствуя, но никогда не завися; учась, но не покоряясь... черпая силы в собственных недрах... Так будет и ныне. Нам не поможет никто. Избавление придет от нас самих... и того, чего мы сами не сделаем, того не сделает за нас никто. В этом мы должны быть твердо и окончательно уверены; и эта уверенность должна наполнить наши сердца не чувством уныния, бессилия и беспомощности, а чувством национальной гордости и... государственной ответственности». «Эти слова -- алгоритм прокурорского назначения», -- отметил г-н Устинов, после чего подробно рассказал, как органы прокуратуры активно обеспечивают соблюдение законности в различных социальных сферах -- жилищно-коммунальном секторе, обеспечении выполнения 122-го закона (о монетизации льгот) и т.д.
Оценивая в целом криминальную обстановку, г-н Устинов также отметил, что ситуация здесь тяжелая. «Не раскрытыми остались 5,5 тыс. умышленных убийств и десятки тысяч других тяжких преступлений», -- сообщил генпрокурор, после чего в течение полутора часов раскритиковал практически все правоохранительные ведомства.
Так, по его словам, органы милиции укрыли в 2005 году от регистрации 138 тыс. преступлений. За это к уголовной ответственности были привлечены более 1200 сотрудников МВД, в том числе 450 руководителей районных органов милиции. «Сотрудников милиции, укрывающих преступления, не останавливает даже угроза сесть на скамью подсудимых!» -- сказал генпрокурор. По его словам, глава МВД Рашид Нургалиев должен сделать выводы по подбору кадров, хотя генпрокурор и отметил «наступательную позицию» министра. Наиболее серьезной критике г-н Устинов подверг работу Следственного комитета (СК) МВД. По его мнению, именно это подразделение МВД «игнорирует требование Уголовно-процессуального кодекса о полном и всестороннем расследовании преступлений».
Также г-н Устинов отметил и неэффективность таможенной службы. По его мнению, «контрабанда в крупных размерах идет по налаженным каналам». Из-за «ротозейства таможенников» или «непосредственного участия должностных лиц таможни в преступных действиях» Россия ежегодно теряет 6 млрд долл. «А о работе Госнаркоконтроля вообще говорить не хочется», -- сказал генпрокурор. По его словам, эта структура выявляет «только одну треть преступлений, связанных с наркотиками, остальные выпадают на долю сотрудников других силовых структур».
Генпрокурор особо остановился на преступности в армии. За прошлый год к уголовной ответственности было привлечено 16 тыс. военных. По утверждению г-на Устинова, преступность в армии «растет за счет офицеров». В частности, к уголовной ответственности привлечено около ста командиров войсковых частей, восемь адмиралов и генералов, трое из них дожидаются приговора, еще девять находятся под следствием. «Они наворовали столько, что можно купить три десятка современных танков», -- сказал г-н Устинов. По его словам, кроме воровства офицерский состав еще часто использует свое служебное положение, и «сдают» срочников в аренду частным лицам, коммерческим структурам, а порой и вышестоящему начальству в качестве бесплатной рабочей силы. «Как это ни прискорбно, -- констатировал г-н Устинов, -- командир перестал быть образцом».
Генпрокурор не обошел своим вниманием и Минюст. «Позитив, конечно, есть», -- сказал г-н Устинов. Однако, по его словам, в колониях страшная безработица, только каждый третий осужденный имеет возможность работать и зарабатывать хоть какие-то деньги. «А ведь это способ улучшить их собственное содержание, выплаты по исполнительным листам, чтобы вернуть потерпевшим и государству причиненный ими ущерб», -- подчеркнул генпрокурор. Кроме этого, по его словам, во многих изоляторах для подозреваемых и обвиняемых по-прежнему не хватает индивидуальных спальных мест, постельных принадлежностей и посуды. В связи с этим генпрокурор призвал министерство «в полной мере использовать предоставленные полномочия и устранить недостатки». Г-н Устинов не забыл и про конкурс «Калина красная» и в очередной раз осудил его, назвав «блатняком».
В завершение своего выступления генпрокурор сказал, что пока не готов провести анализ состояния кадровой работы своего ведомства, и ограничился лишь замечанием по работе прокуратуры Чечни, которая так и не заработала в полную силу.
Екатерина КАРАЧЕВА