|
|
N°19, 06 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спалить преемника
Одним из главных, если не единственным результатом беспрецедентной кампании по борьбе с дедовщиной в российской армии может стать критическое ослабление позиций вице-премьера, министра обороны Сергея Иванова как потенциального преемника президента. Поскольку решение «проблемы-2008» практически с начала второго срока президентства Владимира Путина стало основным содержательным вопросом реальной политики, именно по отношению к этой проблеме имеет смысл рассматривать все происходящее в высших эшелонах российской власти.
История со зверским избиением «дедами» рядового Андрея Сычева при всей своей дикости вполне обычное явление, как для нынешней российской, так и для советской армии. Тем более что как политический институт армия не менялась с советских времен. Поэтому министр обороны Сергей Иванов виноват не столько в том, что армейские нравы при нем остались столь же дикими, как и были, а в том, что у него не хватило политического веса и (или) политической воли, чтобы наконец провести военную реформу, отказаться от дискредитировавшего себя в России принципа всеобщей воинской обязанности. Другое дело, что и сам Сергей Иванов оказывается заложником все более обостряющегося противостояния внутривластных группировок за право «выбрать» новым президентом «своего» человека.
Сам министр обороны, очевидно, подставился в случае с Андреем Сычевым, когда первоначально, находясь с визитом в Армении, сказал: «Ничего серьезного там не было, иначе мне бы доложили». Вот именно что не доложили бы. Практика сокрытия истинного положения дел от начальства используется всеми силовыми структурами еще с советских времен. Теперь эту фразу министру обороны вряд ли забудут. И дело даже не в требованиях отставки министра со стороны солдатских матерей и ряда правозащитников (в иных странах после такого случая министр ушел бы сам). Дело в том, что в армии после этой активной кампании по разоблачению дедовщины ничего не поменяется по существу, и в том, что эта история фактически может устранить одного из потенциальных кандидатов в президенты России.
Когда в ноябре прошлого года президент Путин перевел главу своей администрации Дмитрия Медведева в правительство на специально созданный для того пост первого вице-премьера, а Сергея Иванова повысили до просто «вице», сразу начались разговоры о кастинге преемников. Мол, Дмитрий Медведев и Сергей Иванов получают шанс показать себя в качестве возможных сменщиков Владимира Владимировича. Но, во-первых, оба уже имели возможность показать себя, не только занимая высокие посты (по степени влияния кремлевской администрации на принятие решений ее глава вообще фактически второй человек в стране), но и являясь неизменными фигурами ближайшего окружения президента России с момента начала его правления. Во-вторых, два года до выборов -- срок достаточный именно для того, чтобы спалить кандидата, а не проверить его профпригодность или избираемость.
Позиции Дмитрия Медведева в этой паре изначально выглядели предпочтительнее. Ему поручили курировать выигрышные с точки зрения пиара национальные проекты. Тогда как Сергей Иванов продолжает оставаться на пороховой бочке, каковой является армия, нереформированная и явно не одобряющая -- на уровне невероятно многочисленного по мировым меркам генералитета -- вектора развития страны после распада СССР. К тому же Дмитрий Медведев признается в качестве возможного преемника хотя бы одной группировкой, тогда как Сергей Иванов не выглядит «своим» ни для одной из групп влияния во власти.
Опять же это уже не первая атака на позиции Сергея Иванова. Несколько месяцев назад за рост преступлений в армии и чрезмерную раздутость генеральских штатов министра вдруг публично начал критиковать главный военный прокурор Александр Савенков. Тот самый, который теперь по должности лично контролирует ход расследования «дела Сычева». По сути в своей критике глава военной прокуратуры был прав. Но, во-первых, до сих пор никто из руководителей ГВП не позволял себе критиковать действующих министров обороны, а во-вторых, сама критика не имела целью хоть какие-то конкретные действия по исправлению ситуации. Это был банальный наезд одной части российской власти на потенциально опасного политического конкурента.
Разумеется, трудно себе представить ситуацию, при которой президент воспользуется своим правом и уволит министра обороны, одного из ближайших своих соратников, к тому же еще регулярно выполняющего на общественных началах роль главы МИДа и озвучивающего самые радикальные точки зрения российского руководства на разные мировые события. Но и сделать Иванова своим преемником у Путина теперь немного шансов. В нежелании получить такого президента теперь могут солидаризироваться самая прогрессивная и самая реакционная часть сегодняшней России.
Семен Новопрудский