|
|
N°18, 03 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нужен нам вирус турецкий
В НИИ гриппа хотят получить штаммы от соседей, чтобы подготовиться к весенним вспышкам
Российские медики не опасаются серьезной эпидемии гриппа в этом году. Их всерьез волнует другое: не является ли отсутствие обычного сезонного гриппа предвестником пандемии птичьей инфлюэнцы? В петербургском НИИ гриппа ждут новых вспышек заболеваемости среди птиц уже весной, когда проснется природа и растают водоемы, а также предупреждают, что в скором времени в России понадобятся большие дозы вакцины против птичьего гриппа для людей. Впрочем, ее испытания, о которых говорили еще осенью прошлого года, пока так и не начались: препарат пришлось долго разрабатывать и еще дольше проводить стандартизацию.
Собравший вчера пресс-конференцию директор НИИ гриппа Олег Киселев пообещал, что первые инъекции экспериментальной вакцины волонтерам (среди которых, вероятно, будет и сам глава института) могут быть сделаны уже через две недели. Примерно такое же время займут испытания препарата, который, как предполагает г-н Киселев, уже в марте можно будет промышленно производить «миллионными партиями». А именно такие партии могут понадобиться стране, опасается грипполог. «Мы думали, что эта вакцина будет резервной, но, судя по всему, придется применять ее в больших количествах», -- говорит г-н Киселев. Он предлагает всерьез отнестись к опасности появления очагов болезни среди птиц весной и летом, когда могут повториться осенние события. Под угрозой Курганская область, юг Сибири, а также Краснодарский край, считает ученый.
Российские власти, похоже, разделяют опасения специалистов и намерены поддержать выпуск противоядия. Вчера министр социального развития и здравоохранения Михаил Зурабов сообщил, что государство выделит более 1,3 млрд руб. на разработку и производство вакцин и закупку диагностического оборудования, а также около 330 млн руб. на лаборатории в России и СНГ. Еще 1 млн долл. от России получит международный трастовый фонд по борьбе с птичьим гриппом, который управляется Всемирным банком.
Эпидемии же обычного гриппа в России пока нет -- уровень заболеваемости не превышает пороговый. Хотя осенью предполагалось, что порог будет превышен в конце декабря или начале января. «Ситуация молчащая, а почему -- мы не понимаем. Морозы для гриппа не препятствие, из-за морозов возрастает скученность людей в помещениях, что провоцирует рост заболеваемости», -- говорит г-н Киселев. Он полагает, что в конце февраля будет зарегистрировано небольшое превышение порога заболеваемости, но в целом сезонная эпидемия будет «смазанной». Именно это и настораживает ученых, которые склонны видеть в затишье человеческого гриппа грозное предзнаменование. Олег Киселев подозревает, что это еще один неприятный предшественник пандемии способного мутировать птичьего гриппа. «Эти вирусы как бы уходят из циркуляции, но ниша будет заполняться, и пойдет мощнейший селекционный отбор других вирусов», -- отметил он.
НИИ гриппа предупреждает, что чем активнее распространяется вирус птичьего гриппа и чем больше вспышек он вызывает, тем сильнее возрастает вероятность появления мутантных форм вируса, которые будут адаптированы к человеку. «Это может быть по происхождению птичий вирус, а по хозяину -- человеческий», -- говорит грипполог. В любом случае г-н Киселев считает, что с этой опасностью нам теперь придется жить бок о бок: «Быстрый рост населения планеты и его влияние на окружающую среду, деформацию среды будут вызывать новый вирусы, а также будут возвращаться старые». А уничтожение дикой птицы никаких результатов не принесет: бесполезно исправлять природу, нужно все силы бросить на борьбу с болезнью. В том числе и создав против нее единый международный научно-медицинский фронт, но пока такая коалиция не очень получается. «Нам нужно знать в оперативном режиме, что происходит на территории сопредельных государств. Мониторинг должен носить глобальный характер. Но эта работа отстает», -- сказал Олег Киселев. Украинские коллеги предоставили НИИ гриппа всю информацию по «крымскому вирусу», что позволило расшифровать его структуру. А вот в Турцию российских медиков пока не пускают, хотя они должны были поехать туда еще в январе. Директор НИИ гриппа полагает, что суть проблемы лежит совершенно в иной, не научной плоскости -- в разногласиях России и НАТО. Ученый призывает российский МИД вмешаться в ситуацию. «Нам нужен этот вирус!» -- сказал он.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург