Юбилейный фестиваль Госфильмофонда не особенно отличался от предшественников: все-таки это в первую очередь мероприятие для специалистов, и любые круглые даты здесь стараются отмечать не помпезными мероприятиями, а специальными тематическими просмотрами. Основные программы фестиваля остались без изменений -- все так же фиксируются «великие столетия» мастеров кино, не остаются без внимания политические и культурные даты, просмотры, посвященные памяти актеров, режиссеров, сценаристов, ушедших в прошлом году. Что совершенно естественно и логично. Во вступительном слове художественный руководитель фестиваля, первый заместитель гендиректора Госфильмофонда Владимир Дмитриев верно заметил: «Мы отнюдь не стыдимся своего консерватизма, поскольку работа синематек, музеев, библиотек консервативна по своей сути. В противном случае в соответствии с новыми веяниями нам пришлось бы отказываться от своего прошлого. Мы по-своему горды тем, что не можем себе этого позволить».
Консерватизм, по счастью, ни в коем случае не отражается на качестве демонстрируемых фильмов: все возможные претензии к программе можно предъявить исходя разве что из снобистской пресыщенности и чрезмерной эрудиции. Конечно, хотелось бы, к примеру, чтобы столетие великого Джона Хьюстона было отмечено не безупречной, но все-таки более чем неплохо известной «Африканской королевой» (1951) с Хэмфри Богартом и Кэтрин Хэпберн, а каким-нибудь пусть не столь значительным, но более редким фильмом, скажем, биографической картиной о Фрейде с Монтгомери Клифтом или «Варваром и гейшей» с Джоном Уэйном. Но и посмотреть, пусть не первый и даже не второй раз, на то, как блистательный Богги в роли сплавляющегося по африканской реке и вечно нетрезвого капитана Чарли Аллота изображает перед миссионеркой Хэпберн, как кричит бегемот, -- удовольствие не из последних.
Конечно, без настоящих раритетов, увидеть которые можно только здесь и нигде больше, не обошлось. В подборку «оттепельных» фильмов вошли не общепринятые шедевры, созданные после ХХ съезда, вроде «Весны на Заречной улице», «Баллады о солдате» или «Сорок первого», а ленты куда более редкие. Вроде замечательного «Случая на шахте восемь» (1957) Владимира Басова о борьбе молодого парторга (Анатолий Кузнецов) с начальником комбината, грубияном и самодуром (Николай Боголюбов): завязка антибюрократической производственной драмы ни в коем случае не мешает получать искренне удовольствие и от любовной линии, и от чрезвычайно забавных бытовых подробностей. Или целинная эпопея Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Это начиналось так...» (1957), что привлекает не только объективными качествами, но и весьма занятными киноманскими нюансами: шрифт и движение вступительных титров этой замечательной картины парадоксально предвосхищает «ноу-хау» Джорджа Лукаса, использованное им два десятка лет спустя в «Звездных войнах». Среди подобного рода не совсем академических, но примечательных открытий выделяется еще и один момент из фильма Альберта Гендельштейна и Василия Пронина «Любовь и ненависть» (1935), приуроченного к столетию сыгравшей там первую свою серьезную роль Веры Марецкой: в этой драме из времен Гражданской войны Владимир Хенкин играет персонажа по имени... Буба Касторский!
Кроме того, можно было впервые увидеть «Маскарад» (1941) Сергея Герасимова (чье столетие тоже не обошли) в первоначальном, полном виде -- из сданного в первые дни войны и показавшегося слишком длинным фильма были выброшены две части, весьма интересные с изобразительной точки зрения. Стала доступна и неизвестная доселе киноработа Дмитрия Шостаковича -- «немецкий марш» из «Поджигателей войны», фильм Лео Арнштам снимал в 1950--1951 годах, но он не вышел на экраны в первоначальном виде. Этим «уникальные редкости и красоты», представленные сотрудниками Госфильмофонда, конечно же, не ограничились. И ограничиться не могли: не было еще такого года, чтобы даже самые въедливые и насмотренные профессионалы уезжали бы из Белых Столбов, не узнав для себя ничего ошеломительно-нового.
P.S. Разумеется, не обошлось и без вручения традиционных профессиональных наград. Лучшим кинокритиком был по итогам голосования признан Вячеслав Шмыров, киноведом -- Алдександр Дерябин, лучшей телевизионной программой о кино -- «Документальный экран», а специальный приз имени Виктора Демина получил коллектив журнала «Киноведческие записки».
P.P.S. К сожалению, праздничное настроение, царившее в эти дни в Госфильмофонде, было омрачено. Несмотря на многочисленные протесты специалистов, в центре поселка Белые Столбы, на месте кирпичного завода, в непосредственной близости от кинохранилищ происходит строительство предприятия по производству
керамической облицовочной плитки, являющегося по сути химическим. Согласно проекту ежегодные выбросы завода составят многие тонны вредных веществ, что может вызвать разрушение и гидролиз кинопленки, которая к тому же при определенных условиях может начать самовозгораться. Для хранилищ Госфильмофонда в свое время недаром было выбрано экологически чистое место, тогда над Белыми Столбами даже не летали самолеты, там не строили никаких предприятий. Тем не менее, несмотря на многочисленные жалобы и обращения общественности, а также создание (после обращения Никиты Михалкова в правительство) специальных комиссий, никаких мер по исправлению ситуации не было принято. Завод строится усиленными темпами. А это значит, что довольно скоро под большим вопросом окажется не только проведение в Белых Столбах архивного фестиваля, но и само существование Госфильмофонда, еще в 1993 году признанного «особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации».