|
|
N°172, 20 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На берегу пустынных волн
Владимир Путин выбирает место России в мире
Летняя резиденция президента России «Бочаров Ручей» имеет шансы войти в историю наравне, например, со ставкой Кутузова в Филях. Именно в Сочи Владимиру Путину предстоит принять решение, от которого, возможно, зависят долгосрочные отношения России с ее партнерами на мировой арене. Беспрерывно снующие между аэропортом Адлер и резиденцией вереницы черных спецмашин с «мигалками» и затемненными стеклами свидетельствуют о том, что осмысление новой международной ситуации идет весьма интенсивно. Президент постоянно получает доклады от секретаря Совбеза Владимира Рушайло, находящегося в поездке по Центрально-Азиатскому региону СНГ, и от министра иностранных дел Игоря Иванова, который ведет переговоры в Америке. Вопреки ожиданиям, ни с какими обращениями к нации Путин не выступает.
Судя по всему, в Кремле еще не совсем определились с линией поведения. Принципиальная поддержка США и готовность оказать помощь, конечно, заявлена. Однако в неофициальных высказываниях кремлевских чиновников сквозит некоторое разочарование действиями Вашингтона. Как объяснил газете «Время новостей» высокопоставленный источник в администрации, рассуждения о том, что мир после трагедии в США изменился, не вполне справедливы: американцы, мол, по-прежнему не делают различия между реальными и мнимыми угрозами. Российское руководство полагает, что ударом возмездия по Афганистану американцы «сбросят адреналин» и решат свои внутриполитические проблемы, но не проблему терроризма. Москва не питает, естественно, ни малейших симпатий ни к Бен Ладену, ни к талибам (в Кремле говорят, что у российской разведки тоже есть косвенные доказательства причастности саудовского изгнанника к взрывам в Америке), но предлагает не спешить, а приступить к созданию новых международных механизмов, может быть, даже на базе НАТО и спецслужб разных страны, включая, конечно, Россию. Причем основой для этого должно стать осознание всеми странами, в том числе и мусульманским миром, террористической угрозы. Политический импульс для этого могла бы дать встреча лидеров G8, от которой США пока отказываются.
Игорь Иванов привез президенту Бушу личное послание от Владимира Путина, в котором содержатся «конкретные предложения», однако сути их министр не раскрыл. «Сейчас важно реально оценить ситуацию в более широком плане и иметь достоверную информацию, чтобы принимать те или иные решения, -- заявил российский министр. -- Давать советы здесь очень сложно, т.к. ситуация меняется». Насчет возможного предоставления американским войскам военных баз на территории СНГ министр отметил: «Каждая страна сама будет решать вопросы о том, в какой мере и каким образом сотрудничать с Соединенными Штатами по этому вопросу». (Это не вполне согласуется с высказываниями министра обороны Сергея Иванова, который исключил возможность участия стран Содружества). «Борьба, к сожалению, предстоит очень сложная, к ней надо готовиться, проявлять солидарность. И Россия проявляет такую солидарность с Соединенными Штатами, народом Америки и со всеми, кто подвергается агрессии международного терроризма», -- заявил в Вашингтоне шеф российской дипломатии. Одновременно в российскую столицу на консультации с замминистра иностранных дел Вячеславом Трубниковым прибыл зам. госсекретаря США Ричард Армитидж.
Россия явно стремится выжать максимум выгоды для себя из нынешней ситуации, надеясь, что США пересмотрит отношение и к чеченскому конфликту, и к позиции Грузии, на территории которой скрываются чеченские боевики. Вчера информагентства сообщили, что у российской разведки есть свидетельство того, что один из захвативших американский самолет террористов воевал в Чечне. Есть и другой политический резон: в Москве надеются, что американская трагедия заставит Вашингтон отложить планы по развертыванию бесполезной против подобных терактов системы ПРО. Правда, непохоже, чтобы эта логика принималась Вашингтоном. Администрация Буша не спешит причесывать «под афганскую гребенку» Чечню и Грузию. Побывавший же на днях в Москве зам. госсекретаря Джон Болтон твердо заявил, что после терактов Америка полна еще большей решимости развернуть ПРО. Ведь если мирным людям угрожают даже обычные самолеты, то что уж говорить о баллистических ракетах, которыми могут завладеть террористы.
Евгений АНТОНОВ, Андрей ДЕНИСОВ, Игорь ГЛАНИН, Сочи,