|
|
N°18, 03 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Бригада» из Йоханнесбурга
Настоящего Сашу Белого российские спецслужбы нашли в ЮАР
Руководство МВД РФ вчера объявило о завершении беспрецедентной операции против международных наркодельцов. В ее ходе сыщикам департамента по борьбе с оргпреступностью и терроризмом (ДБОПиТ), Следственного комитета при МВД и Федеральной таможенной службы (ФСТ) РФ совместно с полицией ЮАР удалось ликвидировать контрабандный канал фактически промышленных поставок в Россию из этой страны препарата эфедрин, являющегося основным компонентом для производства большинства синтетических наркотиков. Покупателями его являлись представители наркогруппировок практически по всей России. Только по предварительным данным, этот наркосиндикат переправил в Россию более 300 кг эфедрина. Из России же в ЮАР, только согласно обнаруженным документам, наркодельцы переправили более миллиона долларов выручки от продажи эфедрина. В общей сложности за последние несколько недель в ЮАР и России в рамках этой операции были арестованы девять членов группировки. Примечательно, что главным подозреваемым по делу является уроженец Санкт-Петербурга Александр Белый -- тезка главного героя нашумевшего телесериала «Бригада».
Как удалось выяснить «Времени новостей», расследование этого дела началось еще осенью 2004 года в Татарии. Тогда на трассе Казань--Москва сотрудники ГИБДД при обычном досмотре одной из машин обнаружили 2 кг эфедрина в виде порошка. На допросе водитель признался, что купил препарат у оптового сбытчика в Петербурге и вез его в родную Казань для одной из наркогруппировок. В принципе сам эфедрин наркотиком не является. Он относится к сильнодействующим веществам, нелегальные операции с которыми также подпадают под действие УК (ст. 234), а легальный оборот строго ограничен. Но это преступление относится к категории средней тяжести, и санкции за него сравнительно небольшие. Тем не менее инцидентом почти сразу заинтересовались сотрудники ДБОПиТ, поскольку эфедрин является одним из самых необходимых компонентов при производстве множества синтетических наркотиков (так называемый прекурсор). Также эфедрин широко используется в фармацевтике. Задержание же столь крупной партии этого препарата давало основание для целого ряда серьезных расследований. С одной стороны, этот факт свидетельствовал о наличии в регионе крупной наркогруппировки, и возможно, нарколаборатории. С другой -- экспертиза показала, что изъятый эфедрин был очень высокого качества и концентрации и не мог быть произведен в кустарных условиях. То есть речь шла о хищении прекурсора с какого-либо госпредприятия.
В ходе расследования оперативники вышли на продавца изъятого эфедрина -- жителя Петербурга, у которого при обыске было обнаружено еще несколько килограммов препарата. Однако дальше следствие застопорилось -- задержанный торговец отказался что-либо рассказывать. А водитель, задержанный с первой партией эфедрина, всего через неделю после того, как был отпущен под подписку о невыезде, погиб в странной автокатастрофе -- в Казани его машину буквально раздавил «КамАЗ». Расследование ДТП показало, что это была чистая случайность, но «эфедриновому делу» этот инцидент придал, разумеется, особый характер.
В январе 2004 года сыщики получили новую «зацепку» о происхождении злополучного эфедрина. Таможенные службы Германии и России сообщили оперативникам ДБОПиТ, что во Франкфурте-на-Майне при случайной проверке были задержаны три почтовые посылки, следовавшие транзитом в Петербург. И в них был найден тот же эфедрин, по 4--6 кг в каждом отправлении. Препарат был спрятан во флаконы из-под морской соли для принятия ванн. Но самое интересное заключалось в том, что отправлены посылки были с другого конца света -- из южноафриканского Йоханнесбурга. Причем, пока проводилась экспертиза изъятого эфедрина и шла переписка между российскими и немецкими оперативниками, в том же Гамбурге буквально за неделю было перехвачено еще почти два десятка точно таких же посылок с эфедрином. Получалось, что один из самых опасных прекурсоров шел в Россию буквально промышленными партиями.
Сотрудники ДБОПиТ тут же выехали в Петербург и установили, что подобные посылки регулярно приходят на адреса трех местных жителей уже больше года -- иногда по несколько в неделю. Кроме того, выяснилось, что истинным получателем эфедрина был некто Виктор Волков (фамилия изменена), по поручению которого его трое помощников и забирали посылки. Причем все четверо, как сразу же обнаружилось, довольно часто выезжали в ЮАР, иногда по поддельным документам. Но пообщаться с ними сыщики не успели. Судя по всему, заподозрив неладное из-за задержки посылок, все четверо, как позже узнали милиционеры, в один день, даже не собрав вещи, срочно вылетели в ЮАР.
Сыщики же тем временем продолжали выяснять детали переправки эфедрина в Петербург. Как было установлено, химикат Виктор Волков оптом продавал по цепочке посредников, у которых его забирали курьеры практически со всех концов России. Кроме того, сотрудники МВД выяснили, что все четверо сбежавших в Африку петербуржцев не только отвечали за получение посылок из ЮАР, но и переправляли в обратном направлении выручку от реализации эфедрина. Каждый день, буквально как на работу, они все ходили в отделение одного из банков и вносили наличными по 2--5 тыс. долл. каждый, поручая отправить деньги на один и тот же счет в южноафриканском банке. Владельцем же его оказался некий гражданин ЮАР Александр Белый, от имени которого, согласно почтовым квитанциям, отправлялись и все посылки с эфедрином. Связавшись с полицией ЮАР, сотрудники ДБОПиТ обнаружили, что г-н Белый -- лицо вовсе не вымышленное или подставное, а наоборот, далеко не самый последний человек в Йоханнесбурге.
В местных бизнес-кругах, как узнали милиционеры, Александр Белый был известен как успешный и очень состоятельный коммерсант. Он владел рядом ресторанов, занимался операциями с недвижимостью. Проживал г-н Белый в престижном пригороде Йоханнесбурга в собственном поместье, содержал парк не только элитных машин, но и раритетных мотоциклов. Помимо прочего, как выяснилось, этот человек был хорошо известен и в местных неформальных кругах, являясь активным членом подразделения байкерского клуба «Ангелы ада». По словам местных полицейских, Александр Белый, несмотря на имидж крупного бизнесмена, часто разъезжал на огромных мотоциклах в жилетках или майках-безрукавках, демонстрируя испещренные до синевы витиеватыми татуировками мощные руки.
Как выяснили российские сыщики, Александр Белый родился в Петербурге в 1961 году и был либо родственником, либо другом детства четырех подозреваемых, которым и отправлялись посылки с эфедрином. В 1991 году он эмигрировал в Израиль, откуда почти сразу перебрался в ЮАР.
Продолжая расследование в Петербурге и других регионах России, сыщики обнаружили, что хотя основные партнеры Белого и сбежали в ЮАР, но очень скоро те начали предпринимать активные попытки наладить новые каналы по переброске эфедрина. Наркодельцы всеми возможными способами искали новых покупателей на «товар» на бывшей родине и придумывали новые варианты его переправки, судя по всему, очень переживая по поводу «упущенной выгоды» и нервничая, что возобновить бизнес никак не удается. По данным сыщиков, члены группировки пытались отправлять эфедрин уже в партиях промышленных товаров (мебели, пиломатериалов), попутно продолжая слать и посылки. В результате в течение прошлого года оперативники МВД и ФТС изъяли в России еще около 50 кг эфедрина. Учитывая такую активность наркодельцов, российские оперативники договорились с полицией ЮАР о проведении совместной крупномасштабной операции. Осенью прошлого года в Йоханнесбург выехала делегация сотрудников ДБОПиТ, которые под видом коррумпированных сотрудников одной из авиакомпаний смогли войти в доверие к наркодельцам и договорились о переброске в Россию крупной партии эфедрина. В результате сыщики организовали проведение «контрольной закупки» химиката у дельцов, и в декабре прошлого года бочка с 12 кг эфедрина был отправлена в Москву. Операция по захвату членов группировки был назначена на 28 декабря -- когда партнеры Александра Белого должны были забрать бочку с препаратом в Москве. Как только сделка состоялась, десятки групп захвата южноафриканской полиции и МВД России одновременно (разница по времени между ЮАР и европейской частью России всего один час) начали задержания и обыски в квартирах и офисах подозреваемых в Йоханнесбурге, Москве и Петербурге. При этом были привлечены беспрецедентные силы и возможности: группы спецназа штурмовали «отделения» наркогруппировки в лучших традициях кинобоевиков -- через окна, спускаясь с крыш по тросам и т.д.
В результате в общей сложности были задержаны девять человек -- пятеро в России и четверо, включая самого Александра Белого, -- в ЮАР. Пока расследованием уголовных дел против них занимаются власти обеих стран, но российские следователи надеются вскоре их объединить. Сейчас готовятся документы на экстрадицию арестованных в ЮАР членов группировки и самого Александра Белого. Законы ЮАР позволяют выдавать своих граждан, родившихся в других странах и имевших их гражданство. Что касается деятельности группировки, то пока следователи предварительно установили, что «эфедриновый бизнес» наркодельцы вели как минимум с 2003 года. Судя по найденным почтовым квитанциям, за это время они переправили не менее 300 кг препарата, хотя сыщики не исключают, что в ходе расследования будут выявлены и другие каналы, которые они использовали. Одновременно на счет Белого из Петербурга его партнерам было переведено более 1 млн долл., но сыщики уверены, что это далеко не вся прибыль наркодельцов. По данным следствия, в ЮАР эфедрин членам группировки обходился по 3 тыс. долл. за килограмм, а сбывали его в Петербурге уже по 13 тыс. долл. Впрочем, откуда изначально наркодельцы брали препарат, пока выяснить не удалось, и по этому поводу в ЮАР проводиться отдельное расследование. По основной версии, эфедрин похищался у одной из крупных фармацевтических компаний.
Алексей ГРИШИН