|
|
N°17, 02 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Авиапром сольется на днях
Новая структура на три четверти будет государственной
Президентский указ о создании Объединенной авиастроительной компании (ОАК) будет подписан со дня на день. Об этом вчера сообщил первый вице-президент корпорации "Иркут" Валерий Безверхний. Он оговорился, что «боится зарекаться», однако назвал реальный, по его мнению, срок выхода документа -- «пять--семь дней». Осторожность чиновников и менеджеров, причастных к объединению авиапредприятий страны, понятна. Указ об ОАК пишется с прошлого февраля, в августе 2005 года его выхода тоже ждали со дня на день, но тогда не сложилось. В отличие от предыдущего проекта указа, который президент рассмотрел и отверг прошлым летом, окончательная редакция документа закрепит за государством не 51% капитала ОАК, как предполагалось ранее, а 75%.
Неделю назад о прогрессе в формировании ОАК уже объявил руководитель департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго Юрий Коптев. По его данным, окончательный проект указа «подписан председателем правительства и отправлен на рассмотрение в вышестоящую инстанцию». Глава департамента, однако, не взял на себя смелость прогнозировать, когда проект обретет законную силу.
Идею о необходимости такого объединения еще в 2003 году начал продвигать нынешний руководитель "Роспрома" (в то время вице-премьер) Борис Алешин. Год назад ее поддержал Владимир Путин на выездном заседании Госсовета в подмосковном Жуковском. Тогда ответственным за организацию в России концерна наподобие европейского Airbus или американского Boeing был назначен министр промышленности и энергетики Виктор Христенко.
ОАК мыслится как акционерное общество со смешанным государственно-частным капиталом, в котором сольются разработчики военных и гражданских самолетов: АХК «Сухой», РСК «МиГ», ОАО «Туполев», МАК «Ильюшин», ОАО «Корпорация Иркут», а также серийные авиазаводы и крупнейшие производители комплектующих (всего 19 предприятий). Государственно-частный характер будущее объединение приобретает в силу того, что только один из его предполагаемых участников -- «Иркут» -- контролируется частными акционерами. Соотношение между частным и государственным капиталом в ОАК стало камнем преткновения.
Год назад г-н Христенко «навскидку» оценивал госучастие в ОАК «процентов в 70%». К августу, когда проект указа был подготовлен на подпись президенту, там говорилось уже лишь о «контрольном» госпакете акций.
Как объяснил вчера «Времени новостей» Валерий Безверхний, этот проект был отвергнут по следующим соображениям. Процесс объединения предполагалось провести в два этапа. Сначала на единую акцию переводились бы предприятия, уже имеющие форму АО. Параллельно следовало провести акционирование ФГУПов РСК «МиГ» и Казанского авиационного производственного объединения (КАПО). Затем, на втором этапе, ОАК выпустила бы дополнительную эмиссию акций, обменяла ее на акции РСК «МиГ» и КАПО и поглотила бы эти два последних предприятия.
«В связи с этим были опасения, что эти две эмиссии могут быть заблокированы (частными акционерами, которые уже на первом этапе контролировали бы больше блокирующего пакета ОАК. -- Ред.), и «МиГ» и КАПО останутся вне ОАК, -- рассказал г-н Безверхний. -- Это привело к тому, что первоначальная позиция «не менее 51% на первом этапе» трансформировалась в «не менее 75%». По его словам, окончательный вариант проекта указа предусматривает, что на втором этапе, после вхождения «МиГ» и КАПО, доля государства в ОАК может быть снижена до 51%.
Г-н Безверхний также сообщил, что регистрация ОАК как юридического лица ожидается в сентябре 2006 года, а полное завершение организационных процедур -- в первой половине 2007 года.
Михаил КУКУШКИН