|
|
N°17, 02 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Секреты ремесла. Для всеобщего пользования
В издательстве «Время» изданы лекции Артемия Троицкого
В означенном издательстве существуют фикшн-серии, нон-фикшн-серии, современные сказки и поэзия, рок-поэзия и Солженицын, и даже книжка по медицинской тематике. Но подобного произведения даже у них не было, ибо маленький томик «Я введу вас в мир... Поп» -- произведение, пока неопределимое по жанру. Теоретически это сборник лекций, прочитанных Троицким на журналистском факультете МГУ. Практически -- увлекательное повествование о, так скажем, «ситуации вокруг популярной и альтернативной музыки в нашей стране и за рубежом». С участием ньюсмейкеров -- артистов и тех, кто обычно остается за кадром -- организаторов концертов, журналистов, деятелей рекорд-бизнеса. Живым языком и «на пальцах» учащейся молодежи объясняют, как что устроено в этом мире. Поп -- или как там его ни назови.
Артему Троицкому сильно завидуют многие коллеги его возраста и сильно уважают коллеги, которые ему в сыновья годятся. Потому что получить комментарий такого компетентного и всем известного (что есть колоссальная редкость среди музжурналистов) человека всегда полезно. В общем, не о чем писать? Спроси Троицкого -- точно подкинет какую-нибудь глобальную идею вроде политики против пиратов или пиратов в политике. Такое же разнообразие тем и в книжке. Не пугайтесь расшифровок -- Троицкий всегда говорит очень хорошо, прямо под запись, посему все предельно ясно и нескучно.
Интеллигентный Троицкий, сын ученого, практически поручился за то, что обо всех этих молодежных группах можно писать достойно.
С выходом лекций Троицкого для всеобщего пользования, надеюсь, можно будет говорить о том, что писание о неакадемической музыке будет наконец-то выделено в особый жанр. Профессиональный. Человека невозможно научить слушать музыку, трудно обучить писать. Но можно внятно объяснить, на что стоит обращать внимание в музбизнесе. Что недоступно массовому сознанию и где в этом массовом сознании находятся «открытые двери», в которые смешно ломиться. Почему не стоит раздражаться, если в стотысячный раз слышишь от «простого слушателя», «любящего просто хорошую музыку», что он «не понимает этой современной ерунды». Из книжки как раз можно вычитать тот посыл, что никакое знание на белом свете не дается сразу, просто так. И что даже в пресловутом «мире поп» не все так просто. Что слушать музыку -- это практически то же, что и овладевать иностранным языком, процесс приятный, но бесконечный. Итак, дело не в том, что человек слушает. Гораздо важнее, как он слушает. И что слышит. Читатели-слушатели имеют право на кашу в голове. Им за их меломанию денег не платят. А журналистам платят. Так что если у читателя каша в голове -- это проблема не читателя, а прессы.
Изучать музыку по такой книжке невозможно, но она не под то заточена. Мы бы рекомендовали ее самому широкому читателю: если вы читаете о дисках-концертах-артистах, то нелишне сориентироваться в позиции и точке зрения пишущего. Потому что в глянцевой и даже в как бы музыкальной прессе безынформационные заметки и безоценочные рецензии живут своей нормальной жизнью, и никто их оттуда не гонит. В погоне за мнимой объективностью, отстраненностью и легкостью стиля рецензент только и сообщит вам, что рэперы «поют о бандитах, раскидывают пальцы и звенят брюликами», а какая-нибудь ретро-роковая группа «не моет голову и сильно страдает, а музыка ее похожа на нарывающий зуб».
И наконец, совет от Троицкого о том, как добиться собственного стиля: «Мне кажется, что упражнение для наработки собственного стиля -- это, как ни странно, подражать... авторам, которые вам нравятся». Многие пишущие о музыке сами набрели на этот принцип. И копировали... не скажу, кого. Догадайтесь.
Александр БЕЛЯЕВ