|
|
N°17, 02 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Карточный домик
Новые правила оказания интернет-услуг требуют расшифровки
Правительство, пытаясь установить четкие правила игры на рынке интернет-услуг, похоже, опять проявило поспешность, чреватую паникой среди клиентов провайдерских компаний да и крупных игроков. Негативный резонанс, который вызвала публикация подписанных в конце января премьером Михаилом Фрадковым новых правил оказания услуг связи по передаче данных, уже заставил чиновников оправдываться и пояснять, что государство вовсе не намерено лишать граждан анонимного доступа в Интернет. Однако взявшийся вчера "расшифровывать" суть правил руководитель департамента госполитики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи Виталий Слизень пока не убедил экспертов в том, что документ, вышедший из Белого дома, не таит в себе подводных камней для рынка. Юристы, работающие в телекоммуникационной сфере, считают, что правила настолько запутанны и противоречивы, что возможна весьма вольная их трактовка.
Новые правила содержат целый блок норм, касающихся прав и обязанностей операторов и абонентов. Например, оператора обязывают за десять дней извещать абонента об изменении тарифов. Вводится также особый порядок рассмотрения жалоб пользователей: до обращения в суд необходимо в течение шести месяцев с момента нарушения предъявить оператору претензию. Она должна быть рассмотрена в течение 60 дней, после чего потребитель может обращаться в суд. Устанавливается также неустойка. Например, при нарушении сроков предоставления доступа к сети передачи данных -- в размере 3% платы.
Но самую сильную дискуссию вызвали положения, касающиеся деанонимизации доступа к сети. Дело в том, что в ряде пунктов правил говорится об обязательности заключения письменного договора с провайдером, а значит, пользователю придется сообщать свои личные данные. В таком случае под вопросом оказываются модемный доступ по интернет-картам, а также вход в сеть из интернет-кафе или библиотек. К тому же ставится крест на одном из основных принципов Интернета -- анонимности, и можно будет с легкостью отследить, на какой сайт зашел любой пользователь. Учитывая же, с какой легкостью в России на рынке появляются различные "закрытые" базы данных, не исключено, что вскоре на прилавки поступят диски с информацией о сетевых похождениях граждан. Наконец, неясно, каким образом договор будут заключать несовершеннолетние, не имеющие документов.
Виталий Слизень на своей пресс-конференции пытался успокоить сетевое сообщество. "В некоторых изданиях вышли статьи под заголовками, утверждающими, что теперь при доступе в Интернет надо будет предъявлять паспорт, что не соответствует действительности, -- заявил он. -- Рядового гражданина правила оказания услуг по передаче данных напрямую не касаются". Действительно, в пункте 24 правил говорится, что договор может быть заключен также "путем осуществления конклюдентных действий". Попросту говоря, это означает, что для получения доступа в сеть гражданину достаточно лишь продемонстрировать свое желание, купив карту или оплатив услуги интернет-кафе.
Однако независимые эксперты не считают, что этот "либеральный" пункт, позволяющий пользователю сохранить анонимность, вступает в противоречие с другими требованиями правил. "Как можно говорить, что правила не касаются рядового гражданина, если в них говорится о защите прав потребителей, -- заявил "Времени новостей" руководитель группы по правовой защите ИС и ИТ DLA Piper Rudnick Gray Cary Виктор Наумов. -- В этой части документ может быть истолкован по-разному, в том числе в сравнении с актами, регулирующими другие виды услуг связи (например, телематики). В одном пункте описывается заключение письменного договора, в другом -- конклюдентные действия. В том же пункте 24 содержится оговорка, что "путем осуществления конклюдентных действий заключается срочный договор об оказании разовых услуг по передаче данных в пунктах коллективного доступа". То есть не исключено, что анонимный вход сохранится только для интернет-кафе, а модемные карты станут недоступны. К тому же конклюдентные действия могут осуществляться по-разному. Сотрудник интернет-кафе или продавец карты, и не составляя договор, в качестве условия предоставления доступа могут просить клиента сообщить его персональные данные, скажем, показав паспорт. А обязанность предъявления документа лежит на гражданине. В этой связи неясно, может ли быть оператор привлечен к ответственности за нарушение данного требования".
Иными словами, сегодня сложно сказать, каким образом эти противоречивые правила будут применяться на практике. Тем более что некоторые игроки сетевого рынка уже давно поговаривают о создании "Интернета для белых" с обязательной авторизацией, более надежно защищенного от вирусов и спама. Ну а правоохранительные органы просто мечтают о проведении "интернет-переписи" и предоставлении доступа в сеть исключительно по паспорту. "Очень важный вопрос предлагается решить на уровне неясного подзаконного акта, хотя он заслуживает публичного обсуждения и законодательного разрешения, -- считает Виктор Наумов. -- Остается надеяться, что до введения правил в действие этим летом в них будут внесены существенные изменения".
Юрий КОЛЕСОВ