|
|
N°172, 20 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битвы авиаторов
Хозяева разбившегося самолета грозят Минтрансу судебными приставами
Настоящую войну руководству Минтранса, а в целом и всей действующей в стране системе обеспечения безопасности полетов, решила объявить авиакомпания «Русь», прославившаяся как владелец разбившегося этим летом самолета Ил-76. Во вторник в Московском арбитражном суде она неожиданно и, как уверяют специалисты, впервые в российской истории выиграла процесс по своему иску к Государственной службе гражданской авиации (ГСГА является подразделением Минтранса) о незаконности введения запрета на полеты своих самолетов.
Все самолеты «Руси» -- двенадцать Ил-76 (без учета погибшего) и два Ту-154 -- были поставлены на прикол уже через несколько часов после трагедии, разыгравшейся утром 14 июля на подмосковном военном аэродроме Чкаловский и унесшей жизни десяти членов экипажа. Учитывая обстоятельства катастрофы (Ил-76 не смог подняться в воздух и рухнул в близлежащий лес), члены комиссии, занимавшейся расследованием, сразу выдвинули версию о перегрузе самолета. Нарушение это по нормам гражданской авиации считается одним из самых вопиющих, поскольку автоматически подразумевает как минимум халатность представителей компании, летчиков, аэродромных служб и вдобавок еще подделку документов. Уже в начале этой недели экспертная комиссия подтвердила эту версию в официальном заключении, в котором главными причинами катастрофы названы именно перегруз лайнера на 15 тонн и неправильные действия экипажа.
Однако авиакомпанию это не смутило, и, не вдаваясь в дискуссию о причинах трагедии (представители «Руси» считают, что никакого перегруза не было, а во всем виновато неудобное расположение взлетно-посадочной полосы на Чкаловском), компания подала на Минтранс в суд. Проанализировав документы, юристы «Руси» пришли к выводу, что в любом случае ГСГА не имела права запрещать полеты их самолетов. Согласно пункту 5.5 Федеральных авиационных правил вводить подобный запрет и лишать авиакомпанию сертификата эксплуатанта можно лишь по результатам инспекционной проверки предприятия. А в «Руси» никто ничего подобного не делал. В результате арбитраж признал действия ГСГА незаконными и постановил немедленно разрешить полеты лайнерам авиакомпании. Юрист «Руси» Жанна Викторова в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» не скрыла, чем вызвана такая решимость в борьбе с Минтрансом. По ее словам, за три месяца простоя их предприятие ежедневно теряет около 100 тыс. долларов, а всего убытки от действий чиновников достигли уже 5 млн долларов. Представители «Руси» отметили: они не теряют надежды, что в ближайшие дни руководители Минтранса, по-прежнему отказывающиеся снять запрет, все-таки научатся уважать суд. В противном случае бизнесмены не исключают возможности обращения в службу судебных приставов для силового решения конфликта.
Представители ГСГА к такому повороту дела отнеслись не менее решительно. Говоря о решении суда, чиновники Минтранса заявили корреспонденту газеты «Время новостей», что никаких бумаг из арбитража они пока не получали, а когда получат -- будут обжаловать их в вышестоящей инстанции. И в любом случае отменять запрет в отношении «Руси» не намерены. Юристы ГСГА признали, что в данном случае пришлось встретиться с явным законодательным «провалом», противоречащим элементарной логике. Федеральные авиационные правила действительно основной в этой области закон, но санкции против «Руси» вводились по давно действующим межведомственным инструкциям, которые проверены опытом и международной практикой. А начальник ГСГА (он же первый замминистра) Александр Нерадько, подписывавший злополучное постановление в отношении «Руси», вчера не скрывал своих эмоций. «Что должно еще случиться, -- сказал он, -- куда должен упасть самолет, сколько людей должно погибнуть, чтобы у нас наконец изменилось отношение к обеспечению безопасности».
Чем закончится противостояние «Руси» со службой авиационной безопасности, пока никто предсказывать не решается, однако, без сомнения, бизнесменов ждет еще не одно сражение. По результатам официального расследования ГСГА в ближайшее время будет решать вопрос о наказании компании за нарушения (вплоть до отзыва лицензии). Кроме того, в прокуратуре лежит уголовное дело, и кто окажется по нему обвиняемым, еще неясно.
Александр РАСКИН