Итоги-2005В целом мы удовлетворены итогами работы за 2005 год. Рост ВВП страны составил 6,4 процента. Это неплохо, имея в виду, что первоначально планировалось 5,9 процента. Фондовый рынок российский серьезно вырос за 2005 год. 88% - абсолютный рекорд и для мира, и для нашей страны. Рост золотовалютных резервов Центрального банка просто рекордный. Напомню, мы в 2000 году начинали с 12 миллиардов, сегодня уже 185 миллиардов. И как результат - социальные последствия: средняя заработная плана в стране выросла на 9,8 процента, доходы населения в среднем выросли на 8,7 процента, пенсии - на 13 процентов. Все эти цифры роста, которые я сейчас назвал, они в реальном выражении, то есть за минусом инфляции.
|
Кстати, сразу же бы хотел оговориться, что мы, конечно же, не всем удовлетворены в 2005 году. Нам не удалось выдержать запланированные параметры инфляции. Как вы знаете, они планировались на уровне 8,5 процента, а у нас получилось 10,8-10,9. Нам не удалось сдержать рост и номинального, и реального эффективного курса рубля, что негативно сказалось на перерабатывающих отраслях экономики страны. |
|
В политическом плане я бы отметил создание Общественной палаты как одного из существенных инструментов гражданского общества. Я бы сказал о принятом законе, который предоставляет партиям, победившим на региональных выборах, право напрямую участвовать в процессе приведения к власти руководителей регионов. И, конечно, я бы назвал окончательное формирование органов государственной власти в Чеченской Республике. С избранием Парламента этот процесс завершен, Чеченская Республика полностью возвращена в конституционное поле Российской Федерации. |
Национальные проектыТакая опасность, конечно, везде существует, что бюджетные средства могут быть истрачены неэффективно либо просто украдены. Рассчитываю, что система, созданная для осуществления этих проектов, сработает, что это будет не только эффективно, но и абсолютно прозрачным образом организовано и никакого криминала здесь обнаружено не будет. Я рассчитываю при этом и на Правительство, на площадку которого, как вы знаете, перенесена практически вся работа по реализации этих общенациональных проектов. Я рассчитываю на общественность. Думаю, что будет правильно, если и Общественная палата, и депутатский корпус на местах, где будут реализовываться эти проекты, возьмут всё, что касается движения средств и реализации этих проектов, под свой ежедневный контроль.
Национальный проект - это не панацея для решения всех проблем, перед которыми стоит страна, конечно же, нет. Но это просто сигнал, импульс в том направлении или в тех направлениях, которые мы считаем на данном этапе развития экономики и социальной сферы страны приоритетными, - здравоохранение, образование, доступное жилье, сельское хозяйство. Как вы видите, это область и так называемого реального сектора экономики, и гуманитарной сферы. Но эти гуманитарные сферы, скажем, образование и здравоохранение, очень близко связаны с развитием экономики, потому что без так называемого человеческого фактора, без того, чтобы вкладывать деньги в человека, мы не решим ни одной задачи.
Конституционный суд и Санкт-ПетербургПереезд Конституционного Суда считаю вполне обоснованным, имея в виду суперцентрализацию федеральных органов власти в Москве. Вы знаете, что во многих странах такая практика существует. И в ФРГ Конституционный Суд находится не в Берлине, а в Карлсруэ. И в Швейцарии он находится не в Берне - Верховный Суд, а в другом городе. Это не подрывает, никак не подрывает столичного статуса Москвы, которая была, есть и будет столицей Российской Федерации. Такая небольшая децентрализация власти только на пользу.
Это для Конституционного Суда и для Петербурга более или менее естественное дело, имея в виду, что там освобождается крупнейший комплекс в центре Петербурга - здание Сената и Синода. Конституционный Суд Российской Федерации находится не в лучших бытовых условиях сегодня в Москве. Поэтому переезд Конституционного Суда не будет связан с огромными затратами необоснованными, имея в виду, что здание Сената и Синода все равно нужно реконструировать и реставрировать. Что касается возможного переезда других федеральных органов, в некоторых случаях, может быть, и с точки зрения процесса децентрализации власти, было бы неплохо. Но это пока слишком дорогое удовольствие. Это требует больших затрат. Считаю это нецелесообразным. У нас много других вопросов, на которые мы могли бы израсходовать деньги.
Владимир Путин - не предприниматель и не возглавит "Газпром"Спасибо за предложение по трудоустройству. Я вряд ли смогу возглавить какую-нибудь бизнес-структуру. Ни по характеру, ни по предыдущему моему жизненному опыту бизнесменом себя не чувствую.
Будущий президент и партийное строительствоУ нас много людей в России, очень много, которые могли бы возглавить страну. Окончательный ответ по этому поводу может дать только избиратель, российский народ.
Партийное правительство? В целом все возможно в исторической перспективе, но я против того, чтобы внедрять подобную практику в российскую политическую действительность сегодня. По моему глубокому убеждению, на постсоветском пространстве в условиях развивающейся экономики, укрепляющейся государственности, в условиях окончательного формирования принципов федерализма нам нужна твердая президентская власть... Мы до сих пор пока не сформировали устойчивых общенациональных политических партий. Как же в этих условиях можно говорить о партийном Правительстве? Это было бы безответственно. А в будущем - все возможно, но это, на мой взгляд, должно быть предметом для рассмотрения будущих поколений.
Борис ЕльцинЧто же говорить об оценке деятельности первого Президента России? Россия в это время переживала драматические годы в своем развитии, Россия находилась, да и сейчас еще находится, на переломе своей истории, происходили капитальные изменения и в политике, и в государственности, в социальной сфере. Эти годы были связаны, к сожалению, с большими потерями для граждан страны, для населения нашей страны, для людей. Все эти проблемы нам хорошо известны.
Как бы действовал каждый из нас, в том числе я, в этих условиях, можно только догадываться. Можно как угодно характеризовать тот период и вы можете как угодно оценивать деятельность первого Президента Российской Федерации, но безусловным является одно - именно в то время, когда Борис Николаевич Ельцин возглавлял Россию, народ нашей страны, граждане России получили главное, ради чего все эти преобразования производились, - свободу. Это огромная историческая заслуга Ельцина Бориса Николаевича.
Свобода и выборСвобода и право выбора - это абсолютная ценность для любого человека. Если мы сможем обеспечить это в обществе, это будет огромным нашим достижением.
Культура и "Культура"Что касается тех программ, качества того информационного продукта, который нам предлагают средства массовой информации, в том числе и электронные, то должен сказать, что я все чаще включаю канал "Культура", потому что там действительно, - говорю это без всякой лести, по-честному, - потому что там, когда «пролистаешь», если время есть, все каналы, - возвращаешься на "Культуру", потому что там действительно в последнее время, в течение прошлого года, во всяком случае, достаточно много содержательных программ, передач, связанных с историей, действительно с культурой, связанных с пропагандой каких-то гуманистических начал и идей. Причем все это сделано достаточно профессионально и интересно для восприятия. Вот чем больше таких будет программ - тем лучше.
Кстати, мне часто задают вопрос, почему в числе общенациональных приоритетных программ нет программ, связанных с культурой. Это - ошибка.
СМИ, ИнтернетНезависимая пресса, слава богу, у нас существует. Слухи о том, что она прекратила свое существование, сильно преувеличены. Но должен сказать, что любое массовое издание, любая газета, телевизионный канал, радиокомпания, все-таки мы должны понимать, что чиновничество в любой стране, это, к сожалению, такая достаточно закрытая каста, защищающая и мундир свой, и кастовые интересы, хотя, конечно, должны прежде всего заботиться об интересах граждан. Но независимая пресса всегда и везде сталкивается с сопротивлением властей и она должна выбрать для себя: либо она будет преодолевать это сопротивление и оставаться независимой, либо получать подачки от власти, и тогда забыть о своей независимости. С федерального уровня мы постараемся обеспечить независимость прессы, в том числе и на региональном уровне. Мы будем делать это, прежде всего, создавая условия для вашей экономической независимости.
Здесь коллега задавал вопрос о свободе. Но не о свободе прессы, а о качестве и так далее, о каких-то ограничениях. Должны быть внутренние ограничения. Провайдеры - те люди, которые занимаются бизнесом в этой сфере, те люди, которые используют Интернет как средство массовой информации, - прежде всего они сами должны выработать правила, которых Интернет-сообщество должно придерживаться. Ведь они же сами все - матери, отцы или будущие матери, отцы. Они должны подумать о том, какое влияние оказывают, скажем, детская порнография в Интернете, оказывает другие какие-то материалы, которые там распространяются. Они должны подумать о себе, о своем будущем, о нашей стране. Мы не намерены здесь предпринимать каких-то драконовских методов по ограничению деятельности в сфере Интернета.
НПО и шпионыНеправительственные организации нужны обществу как контроль за деятельностью самого государства и властных структур. Это важная составляющая часть общественного организма. И государство в России будет поддерживать неправительственные организации. Мы выступаем за прозрачность их финансирования, мы выступаем за то, чтобы эти организации были независимыми и не руководились кукловодами из-за границы, потому что, сталкиваясь с проявлениями подобного рода, мы только компрометируем деятельность неправительственных организаций. Но мы не можем проходить мимо фактов подобного рода, потому что неправительственные организации не могут быть использованы в качестве инструмента своей внешней политики одними государствами на территории других.
Что касается всякого рода шпионских скандалов. Мы сожалеем о том, что при достигнутом уровне межгосударственных отношений мы сталкиваемся с проявлениями подобного рода со стороны наших британских партнеров. Исходим из того, что на политическом уровне будут приняты соответствующие решения, и проблема, с которой мы столкнулись, не приведет к понижению уровня нашего взаимодействия с Великобританией. Мы обсудим это, уверен, и на личных встречах с Премьер-министром. Во всяком случае, характер и качество наших отношений сегодня настолько крепкие и фундаментальные, что скандалы подобного рода, к счастью, не могут подорвать фундамент нашего взаимодействия с Великобританией.
Дедовщина в армииТот ужасный случай, который произошел в Челябинске, находится в поле зрения руководства Министерства обороны и российского Правительства. Конечно, это не просто прискорбно, это ужасно - то, что произошло. Российская армия - это часть нашего общества. И мы все, - я не собираюсь ни на кого перекладывать ответственность, я просто хочу, чтобы мы реально посмотрели на вещи, - мы все ответственны за то состояние общества, в котором оно находится, в том числе и средства массовой информации. Это касается и воспитательной работы. Это касается и волны насилия на экранах наших телевизоров. Это много чего касается. Это касается, конечно, и политики государства. Это касается контроля за тем, как исполняются приказы в Вооруженных Силах, это касается самой системы воспитания в Вооруженных Силах. Министр обороны подготовил и сделает мне в ближайшее время предложения по качественному улучшению этой работы, включая возможное создание военной полиции. Думаю, что это было бы вполне востребовано сегодня. Контроль за соблюдением законности в Вооруженных Силах должен быть ужесточен.
Что касается изменения формы призыва, то она связана с финансированием. К концу 2007 года мы должны перейти к другой форме укомплектования Вооруженных Сил, при которой значительная часть Вооруженных Сил будет состоять из контрактников, - это почти все сухопутные войска, ВДВ, морская пехота. И с начала 2008 года мы перейдем на одногодичный срок призыва на действительную службу в армию.
ЧечняЯ думаю, что вполне можно говорить об окончании контртеррористической операции - при понимании того, что правоохранительные органы Чечни практически берут на себя основную ответственность за состояние правоохранительной сферы.
В Чечне созданы все органы государственной власти. Это значит, что могут и будут укрепляться все правоохранительные органы - прокуратура, суды, адвокатура, нотариаты, конечно, Министерство внутренних дел Чеченской Республики. Все это вместе в совокупности, надеюсь, уверен, приведет к дальнейшей стабилизации.
Сегодня в некоторых других регионах Северного Кавказа нас ситуация даже больше беспокоит, чем в Чечне. Надо сказать, что правоохранительные органы Чеченской Республики всё жестче и жестче контролируют ситуацию и больше берут на себя ответственности. Более того, к сожалению или к счастью, могу констатировать, что часто и работают более эффективно, чем федеральные силы, ответственно подходят к решению задач.
В органах Министерства внутренних дел Чечни очень много людей, которые совсем еще недавно с оружием в руках воевали против федеральных сил. Это сложный и болезненный процесс и для Федерации в целом, и для самой Чеченской Республики. Но я считаю, что, несмотря ни на какие негативные моменты, которые сопровождают этот процесс, все-таки он является позитивным. Если люди сознательно приходят к пониманию того, что интересы своего народа они могут защищать только вместе с Россией, и делают это честно, открыто, не жалея для этого ничего, в том числе и своей собственной жизни, это заслуживает только поддержки и уважения.
Инновации и инвестицииМы часто говорим о наших энергетических возможностях, но я бы хотел обратить сейчас внимание присутствующих и на другую тенденцию, которая наметилась в прошедшем году. Одна из ключевых задач, которую мы перед собой ставим, - диверсификация российской экономики, переход к инновационным путям ее развития. Не многим известно, что в прошлом году у нас в основные фонды проинвестировано 121 миллиард долларов, из них только 8,7 - в нефтегазовый сектор, все остальное - в переработку, транспорт, сельское хозяйство и связь. У нас наметилась тенденция к изменению ситуации со старением оборудования - это очень хороший показатель. Не случайно Россию поставили на шестое место сегодня среди всех стран мира по инвестиционной привлекательности.
У нас, как вы знаете, принята программа промышленной сборки в автомобильной промышленности. У нас созданы, уже сейчас создаются, особые экономические зоны, рассчитанные на придачу импульса развития инновационным путям развития. И таких зон на первом этапе будет создано шесть: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Липецк, Томск и Татарстан. У нас создан не только Стабилизационный фонд для поддержания макроэкономической ситуации, у нас создан Инвестиционный фонд, в который на первом этапе мы планируем направить, опять же в долларах, 2,5 млрд. долларов. У нас принята впервые программа по поддержке российского высокотехнологичного экспорта, также как в других промышленно-развитых странах это было сделано. На первом этапе это будет около миллиарда долларов, где-то 700-800 миллионов. Немного, но первый шаг в правильном направлении. И наконец, хочу вас проинформировать, мы планируем в ближайшее время создать Российский Банк развития. Мы создали недавно с казахстанскими нашими друзьями Евразийский банк с уставным капиталом 1,5 миллиарда долларов. Мы планируем в самое ближайшее время создать Российский банк развития с уставным капиталом 2,5 миллиарда долларов.
АвтопромПравительство Российской Федерации сформулировало окончательно условия для промышленной сборки автомобильной продукции на территории Российской Федерации, и эти условия, сформулированные Правительством, дают уже положительную отдачу.
Мы заключили уже соглашения с шестью крупнейшими международными по сути своей автомобильными концернами по производству автомобильной техники на территории Российской Федерации. С 14 крупнейшими автомобильными компаниями мира ведутся переговоры. Уверен, что с большинством из них будут достигнуты положительные результаты в ходе переговорного процесса. Это первое.
Второе, что касается объединения ГАЗа, АвтоВАЗа, КамАЗа. Конечно, это возможно. Но это должны определить собственники этих компаний при поддержке государства. Если все участники этого процесса придут к выводу о том, что такое объединение может помочь развитию российской автомобильной промышленности, мы, конечно, такие решения поддержим. Но не будем навязывать никаких решений...
Что касается "АвтоВАЗа", то что же греха таить, - предприятие в сложном положении, и если одна из государственных структур берется в качестве кризисного менеджера вывести предприятие из этого состояния, то это неплохо. Но это не значит, что у нас выбран какой-то вектор на огосударствление. И я не исключаю, что при принятии решений по развитию автопрома и эти возможности, возможности консолидации пакета акций одной из крупнейших российских компаний с целью ее спасения, сохранения рабочих мест, выведения на новый технологический уровень, будут использованы на благо развития отрасли.
Нефтегазовые компанииПогоду в мировой энергетике делают крупные мультинациональные компании. "Газпром" сегодня - это компания с контрольным пакетом у государства, но мы об этом сказали и объявили несколько лет назад, что мы вернем контроль государства над крупнейшей энергетической компанией России - "Газпромом". Мы это сделали, сделали открыто, но этот процесс сопровождался либерализацией акций "Газпрома", возможностью инвесторов с рынка входить в число акционеров. Кроме того, мы выбрали стратегического партнера. Вы знаете, у нас там немецкие компании присутствуют - 10 процентов. Это, по существу, международная компания. По такому же пути будет развиваться и "Роснефть". Специалисты "Роснефти" сейчас готовятся к выпуску IPO, вы знаете, на одной из мировых бирж.
Но у нас около десятка достаточно крупных, чисто частных нефтяных компаний, это и ЛУКОЙЛ, это и "ТНК BP", это и "Сургутнефтегаз", и другие, - их много. Никто не собирается их национализировать, никто не собирается вмешиваться в их деятельность. Они будут развиваться в соответствии с условиями рынка как частные компании. Я думаю, что такой баланс наиболее оправдан для сегодняшней российской экономики, включая и активное участие наших иностранных партнеров в качестве акционеров. Возьмем "ТНК ВР", там, вы знаете, 50 - у российской компании, 50 - у "Бритиш Петролеум".
Ядерная энергетикаУ нас под ногами лежат недоиспользованные, недовостребованные возможности ядерной энергетики. И участники международного сообщества, многие из них, конечно же, заинтересованы в развитии мирного атома. Вместе с тем в ходе реализации этих планов возникают вопросы и проблемы, связанные с нераспространением ядерного оружия. Потому что как минимум две проблемы могут вызывать озабоченность: это обогащение урана и работа облученным топливом. Потому что и то и другое может привести к созданию оружейного ядерного топлива и к созданию атомного оружия. Как найти решение, при котором можно обеспечить всем желающим развивать свою ядерную энергетику, и в то же время обеспечить глобальную ядерную безопасность? Одно из этих предложений и было сформулировано в Петербурге на встрече в рамках ЕврАзЭС. Мы предлагаем создать сеть центров ядерного цикла по обогащению урана и обеспечить равный доступ всех желающих участвовать в совместной работе по развитию ядерной энергетики, недискриминационный доступ. Это в том числе касается и наших иранских партнеров. Вы знаете, что такое предложение Ирану было сделано Российской Федерацией уже достаточно давно. На встрече в Петербурге мои коллеги, руководители Узбекистана и Казахстана, не исключили возможность участия в этом проекте. Таким образом, он мог бы быть рассчитан на длительную перспективу с участием стран, имеющих серьезные, большие запасы уранового сырья. Но такой центр может быть не один. Российская Федерация - это естественный партнер для решения задач подобного рода, имея в виду достаточно высокое развитие ядерной энергетики в стране, наличие школы, специалистов, кадров, развитой ядерной атомной инфраструктуры. Такие центры могли бы быть созданы и в других государствах ядерного клуба, повторяю, при обеспечении недискриминационного доступа для всех желающих.
Что касается Российской Федерации, то обращаю ваше внимание на то, что сегодня в общем объеме генерации у нас примерно 16-17 процентов принадлежит атомной энергетике. В некоторых странах, в том числе Евросоюза, во Франции например, - почти 80 процентов атомная генерация составляет. Но если мы до 20-30-го года доведем до 25 процентов, это уже неплохо. Мирная ядерная энергетика у нас сосредоточена сегодня в Европейской части, на Урале, у нас очень много северных территорий, которые нуждаются в дополнительных энергоресурсах. Делать это, конечно, нужно на современном безопасном уровне...
"Большая восьмерка"Мы руководствовались при выборе основных тем, предлагаемых для обсуждения и дискуссий на "восьмерке" летом в Петербурге, теми проблемами и вызовами, с которыми сталкивается человечество в самом прямом смысле этого слова - это первое. Второе. Мы исходили из того, выбирая темы, имели в виду выбрать такие из них, в решении которых Россия могла бы принять действенное и эффективное участие. Мы на этом и остановились: первое - это энергетическая безопасность в мире; второе - это борьба с инфекционными болезнями, и третье - проблемы образования. Кстати, в той или иной форме, в том или ином качестве, в том или ином объеме практически все эти темы обсуждают на "восьмерках" постоянно. Мы их предлагаем сделать в качестве основных. Все наши партнеры с этим согласились.
Я знаю настроение лидеров "восьмерки". Никто не против, все за подключение России к этому клубу и к активному участию России в этом клубе, потому что никто не хочет, чтобы "восьмерка" превратилась в сборище «жирных котов», потому что разница, дисбаланс в мире, нарастают. Разница в уровне жизни между так называемым «золотым миллиардом» и беднейшими странами мира растет. Россия, с одной стороны, демонстрирует очень хороший показатель развития своей экономики и финансов. Но в то же время мы не можем пока похвастаться, к сожалению, пока тем, что у нас богатое население. У нас очень много бедного населения. Это наша беда и это наша главная задача: уменьшение количества бедного населения в стране. И в этом смысле мы как страна с такой развивающейся экономикой и социальной сферой лучше, чем кто-либо другой, может быть, в "восьмерке", понимаем проблемы развивающихся стран. Поэтому участие России в "восьмерке" абсолютно органично.
Украина и проблема газоснабженияТот факт, что мы смогли договориться с руководством Украины по принятию общих подходов к снабжению Украины российскими энергоносителями, я считаю весьма положительным и для наших двусторонних отношений, и для мировой и европейской энергетики. И я считаю, что руководство Украины сделало мужественный и правильный шаг, пойдя на эти договоренности. Это договоренности компромиссного характера, каждая из сторон удовлетворена этими договоренностями. И, несмотря на все эти договоренности, в отсутствие каких-либо конфликтов мы столкнулись с большим отбором российского газа из экспортной трубы в Европу. В период холодов на Украине это было 34-35 млн.куб.метров газа в сутки. "Газпром", желая восполнить эти потери для западноевропейских потребителей, увеличил в одностороннем порядке на 35 миллионов ежедневные поставки. Что произошло дальше? Наши украинские партнеры продолжали отбирать по 35 ежедневно и плюс все то, что "Газпром" поставлял сверх плана, то есть 70 миллионов в день. Мы рассчитываем на то, что нам удастся сбалансировать наши отношения с украинскими партнерами. Меня радует то обстоятельство, что в отличие от прежних лет украинские партнеры прямо сказали о том, что они отбирают этот газ, и не стали здесь ничего ни замалчивать, ни извращать. Нам важно, чтобы нам за это заплатили по тем ценам, о которых мы договорились. Это можно сделать и в конце февраля, это можно сделать другим способом...
Отношения с ГрузиейСлучилась беда, да, поставки приостановлены. Наши специалисты днем и ночью работали в горах в 30-градусный мороз для того, чтобы восстановить энергоснабжение Грузии. Что мы услышали и увидели со стороны грузинского руководства? Одни плевки в наш адрес. И граждане Грузии должны знать, что такая политика в отношении России не улучшит положение рядового грузина. Ответственность за это несут грузинские власти.
Что касается наших намерений, то мы считаем, что грузинский народ является наиболее близким народом для нас и по истории, и по культуре. Вы знаете, как много грузин жило, живет в России, сколько граждан Российской Федерации и бывшего Советского Союза внесли огромный вклад в развитие и укрепление России. Мы это очень высоко ценим, никогда об этом не забываем. Надеемся, что это хороший мост для укрепления дружественных отношений практически по всем направлениям.
Отношения с БелоруссиейС Белоруссией у нас происходят интеграционные процессы, процессы не простые, сложные. Они часто выливаются в очень острую дискуссию, как это было два года назад при откреплении цен на энергоносители в Белоруссии от внутренних российских цен, все это вы должны помнить. Поэтому говорить о том, что мы любой ценой поддерживаем того или иного политического деятеля, абсолютно неправильно. Мы проводим свою взвешенную политику, направленную на развитие отношений с государством, в данном случае с белорусским государством. Между Россией и Белоруссией веками складывались особые отношения. Они ни в какое сравнение не идут с отношениями Белоруссии с Францией либо другой западноевропейской страной, не забывайте об этом, пожалуйста.
Отношения с ПольшейПоляки и русские - это фактически одна семья. Мы не должны забывать, что у нас общая колыбель, - это Карпаты. Оттуда в начале нашего времени, в первом тысячелетии после Рождества Христова и пошло распространение славянства в Европе. Как и всегда бывает между близкими родственниками, между нами было много проблем. Я сейчас не буду перечислять все, потому что мы запутаемся, предъявляя друг к друг претензии, начиная с захвата Кремля (в XVII веке). Мы запутаемся в этих претензиях.
У нас и в российском, и в польском обществе есть настроения, которые я бы назвал настораживающими в отношениях друг с другом. Политики внутри наших стран знают об этом, но вместо того, чтобы во благо своих граждан смотреть в будущее, вместо того, чтобы строить отношения во благо граждан Польши и Российской Федерации на будущее, они все стараются поднять проблемы прошлого, чтобы профилировать себя внутри страны. Я считаю, что это абсолютно недальновидная политика, очень вредная как для Польши, так и для России. Очень надеюсь на то, что и в Польше, и в России возобладают те политические силы, которые, основываясь на всем богатстве наших отношений прошлого, - а у нас много было исключительно положительного в нашей предыдущей истории, я уже не говорю про совместную борьбу с фашизмом, и в другие времена было очень много полезного, - так вот, основываясь на фундаменте наших хороших отношений за предыдущие годы будут устремлены в своей политике в будущее. Это не только вполне возможно, это необходимо как для Польши, так и для России.