|
|
N°17, 02 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рэп по-русски и по-чеченски
2H Company. «Психохирурги» («Снегири»)
Русский рэп поднимает голову и становится таким хорошим и оригинальным, что он уже как будто бы не русский, а прямо-таки настоящий. Несколько релизов «разговорного жанра», появившихся в этом году, подтверждают, что тенденция развивается и идет в разных руслах. К максиме моего коллеги, профессионального скандалиста Николая Фандеева «наша попса гораздо лучше, чем наш рок» теперь можно добавить, что наш рэп лучше всех наших поп-роков вместе взятых. Тем более что русскоязычный рэп еще и влияет на тот же жанр у нацменьшинств.
2H Company. «Психохирурги» («Снегири»)
Замечательная группа -- злая, колючая, нервная. На мой взгляд, концептуально это ближе всего к нью-йоркскому андерграундному рэперу Мос Дэфу (Mos Def), точнее, к песне I Against I, что он записал с Massive Аttack. У 2H Сompany все именно так -- язвительный текст в колючем электронном оформлении, причем оформление это соорудила продвинутая электронная группа «Елочные игрушки». Так что приятно удивляет качество изготовления всего этого помимо интеллигентски-язвительных текстов о фантастике, видеоиграх и кастрированном коте, чьи «яйца... мешали поддерживать стиль убранства нашей квартиры, внутреннего ее комфорта растущего, съедающего моих денег все больше с каждым годом. А, ясно, ответил кот. Тогда еще вырви мне когти, а то еще испорчу мебель ненароком. Сказано -- сделано. Еще одно движение, ближе к идиллии». А поговорив с котом о гигиене, герой отправляется на войну, потом становится сумасшедшим шпионом, потом вообще улетает в «трип». Хотя, похоже, он из него и не возвращался.
«Кирпичи». «Царский альбом» (Gala Records)
Очередной, уже шестой по счету альбом питерского квартета. Звучание -- живое гитарное, как и раньше, но теперь «Кирпичи» стали более музыкальны и не в пример лучше записаны (вспоминается, как они записали дома альбом в стиле «лоу-фай», и это было невозможно слушать). Ребята уже совсем мастеровитые, разнообразны стилистически: медляки, хард-кор, среднетемповые вещи. На таком фоне можно «читать» что угодно. Когда-то их сравнивали с Beastie Boys (поначалу «Кирпичи» тоже были трио), но лучше найти параллель с Эминемом: ирония, рефлексия и высмеивание тусовки.
Альбом начинается с отстранения с нарочитым дебилизмом: «Мужчины производят, а женщины рожают, воины воюют, а снабженцы снабжают. Расписан каждый шаг, от рождения до гроба. Зачем все усложнять? Говорила амеба». В другой песне предстает жизнь профессионального свадебного генерала: «Today так называемый выход в свет. Буду в темноте всю ночь ходить, как гусь. По крайней мере ладно -- нормально наберусь... Вся эта «аренбия» мне по барабану. Вряд ли будет понятна модному барану; вряд ли будет понятна какой-нибудь овце моя блистательная речь с аплодисментами в конце... Надо тусоваться, дело есть дело -- мне не хватает только шубы на голое тело... Я угрюм, и мне, как правило, в лом забесплатно торговать таблом». Далее не обошлось без любовной, конечно, лирики, ну да куда ж без этого.
Anzor. Grozny Rap. (Zona Records/«Мистерия звука»)
Уникальная вещь -- первый на свете рэп-альбом на чеченском языке, из самой что ни на есть Чечни, города Грозный. Анзор (которого в Грозном пару лет назад обнаружил тележурналист Андрей Лошак) записал альбом в Москве, на квартире у приятеля. Полтора года авторы возились с материалом, который теперь вполне можно назвать качественным рэп-продуктом. Звучит очень хорошо -- так сразу и не поймешь, что это записано дома с помощью «Макинтоша» и ProTools. Но все равно -- home-recording же, черт возьми. Песни -- про мироощущения жителя в Чечне, «зачитанные» на родном языке артиста, языке, звучание которого удивительным образом напоминает французский. В буклете -- тексты с английским подстрочником. Хотя все понятно и по названиям треков -- вроде Tyordu («Хватит»), Gerz Bali Dyal («Оружие достало»), Nohchi («Чечня»), Yokhin ghal («Разрушенный город»), Kho kher vyallya («Вы сошли с ума») или Tesh khanah vez? («Кому верить?»).
Сперва «Рэп из Грозного» выпустили охочие до экзотики латыши (рижский лейбл Zona Records), но уже вскоре он был переиздан у нас мейджором «Мистерия звука». Как Анзор пришел к рэпу и почему именно к рэпу -- загадка. «У нас никто ничего не знал, кроме Децла», -- признается он. Но где-то он все-таки ухитрялся находить пиратские кассеты с «классикой жанра»: Доктор Дре, Снуп Догг и Public Enemy. О чем черные пацаны поют -- не понимал, но «догнал», что в такой форме можно говорить о чем угодно, причем на родном языке.
Александр БЕЛЯЕВ