Время новостей
     N°16, 01 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.02.2006
Обреченные на гласность
Председатели российских судов подвели итоги ушедшего года
Новый законопроект о гласности и открытости судебной системы будет подготовлен в текущем году Верховным судом. Об этом заявил вчера глава судейского сообщества Вячеслав Лебедев на итоговом совещании председателей судов регионов России. Судебная система, по его словам, чтобы оставаться независимой, должна стать максимально открытой -- все решения должны публиковаться, а граждане должны получать всю информацию о деятельности Фемиды и формировании судейского корпуса. Правда, попутно выяснилось, что судебные процессы с участием присяжных по-прежнему будут сохранять тенденцию к проведению их в закрытом режиме, потому как народным судьям вредно читать то, что пишут о рассматриваемом ими деле в СМИ.

Вчерашнее заседание руководителей региональных судов было посвящено подведению итогов ушедшего года. О достижениях и недостатках российской судебной власти в своем докладе рассказал председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Послушать его пришли в том числе генпрокурор Владимир Устинов, директор ФСБ Николай Патрушев, министр юстиции Юрий Чайка, глава МВД Рашид Нургалиев, советник президента Вениамин Яковлев, уполномоченный по правам человека при президенте Владимир Лукин и полномочный представитель правительства в Верховном и Конституционном судах Михаил Барщевский.

В общем и целом г-н Лебедев оценил деятельность судов в прошлом году как «безусловно удовлетворительную». Так, в 2005 году судами общей юрисдикции было рассмотрено рекордное количество дел -- около 9 млн, из которых 7,6 млн -- гражданские, 1,25 млн -- уголовные, а также 4,6 млн административных дел.

Глава судейского сообщества посетовал, что сроки рассмотрения гражданских дел «несколько ухудшились» и стали «более длительными». Это обстоятельство часто является предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), который во многих случаях признает нарушенным право граждан на разумные сроки рассмотрения их дел. Еще один повод постоянных «придирок» ЕСПЧ -- рассмотрение гражданских дел в надзорном порядке. «Надзорная инстанция становится неэффективной, -- заявил г-н Лебедев. -- Она должна стать исключительной, а все дела должны рассматриваться в первой и во второй инстанциях. Надзорная инстанция в некоторых случаях идет вразрез с Европейской конвенцией по правам человека». Уполномоченный правительства РФ при ЕСПЧ Павел Лаптев при этом отметил: «Суды общей юрисдикции должны учитывать прецедентную практику Европейского суда, и это избавит нас от многих нежелательных последствий. Нужно соблюдать свое собственное процессуальное законодательство, которое не только часто нарушается, но подчас вообще игнорируется».

Довольно интересная ситуация складывается в судах при рассмотрении административных дел, которыми в преддверии очередной реформы в большинстве регионов занимаются специальные административные составы. Значительное число таких дел (13%) было прекращено по причине истечения сроков привлечения к ответственности. «Более половины дел -- из-за нерасторопности судей», -- отметил председатель ВС. Кроме того, по словам г-на Лебедева, плохо исполняются постановления о наложении административных штрафов, за 2005 год таких накопилось аж 63,3% на общую сумму 9 млн руб. «Это создает благоприятную обстановку для совершения правонарушений», -- сказал г-н Лебедев.

Увеличилось и количество уголовных дел -- на целых 10%, и это, по словам г-на Лебедева, «очень много». Свыше 900 тыс. граждан было осуждено, а оправдательные приговоры составили 10% от общего количества, что на целых 6% больше, чем в 2004 году. И, как и прежде, в основном суды отпускают людей на свободу на основании оправдательных вердиктов присяжных.

Что касается вынесения постановлений об арестах, то тут суды, как отметил г-н Лебедев, «проделали большую работу» -- всего в 2005 году было арестовано 284 тыс. человек. «На первый взгляд, увеличение числа арестованных вызывает удивление. Некоторые юристы полагают, что суды стали жестче, чем были прокуроры, которые утверждали арест до вступления в силу нового УПК, -- сказал глава ВС. -- На самом деле это не так. Число таких решений судов связано с ростом числа соответствующих обращений прокуроров, а у тех, в свою очередь, это связано с ростом преступности в стране».

Вячеслав Лебедев (на снимке) отметил также рост рецидива, который за последний год увеличился в два раза, и именно с этим связано большое количество арестов и наказаний в виде лишения свободы. В связи с этим председатель ВС поддержал инициативу уполномоченного по правам человека Владимира Лукина о создании так называемой службы пробаций, которая помогла бы осужденным адаптироваться в обществе.

Особое внимание заслужили несовершеннолетние -- их в 2005 году было осуждено 96 тыс. В связи с этим на совещании много говорилось о необходимости продолжить развивать ювенальную систему судов, с введением должностей социологов, психологов и педагогов. Но не только уголовными делами, по мнению председателя ВС, должны заниматься ювенальные суды, но и другими сферами жизни, затрагивающими интересы несовершеннолетних. Так, в ближайшее время ВС планирует провести пленум по усыновлению. «Мы обобщили практику, и было выявлено много ошибок. Участились случаи жестокого обращения с детьми. Не решается вопрос об очередности усыновления российскими и иностранными гражданами», -- отметил г-н Лебедев.

Некоторые статьи Уголовного кодекса председатель ВС предложил вообще декриминализировать. Это касается дел по частному обвинению, таких, как, например, побои, оскорбление и клевета. Треть таких дел по статистике заканчивается примирением сторон, однако 14--15 тыс. граждан, как отметил г-н Лебедев, ежегодно получают судимости за незначительные, по сути, правонарушения, а потому они должны быть переведены из разряда уголовных в административные.

«Особую озабоченность» ВС вызвало количество судимостей у офицеров. «Если в 1991 году, когда армия СССР была в три раза больше, было осуждено 576 офицеров, то в 2005 году их стало около 2 тыс., в том числе и старшего звания, среди них пять генералов», -- сказал г-н Лебедев. При этом 28% приговоров выносилось по обвинению в превышении должностных полномочий, 25% -- мошенничестве и растрате имущества, 15% -- уклонении от воинской службы и дезертирстве.

Отдельное заседание вчера было проведено судьями по вопросу взаимодействия со СМИ. Еще в своем докладе Вячеслав Лебедев отметил о готовящемся законопроекте об открытости и гласности судебной системы, подчеркнув при этом необходимость его принятия, с тем чтобы граждане могли свободно получать информацию обо всех судебных решениях, формировании судейского корпуса и механизма работы судов. Правда, одновременно с этим г-н Лебедев, касаясь института суда присяжных, подчеркнул, что присяжные «должны как можно меньше получать информации вне стен суда, чтобы на них не было никакого влияния при вынесении вердикта». В связи с этим у журналистов возникло много вопросов по открытости процессов с участием присяжных, которые все чаще под разными предлогами проводятся в закрытом режиме. Но прямого ответа на вопрос, можно ли будет освещать такие процессы, получить так и не удалось. «Присяжные должны быть изолированы, а иначе они не смогут быть объективными, -- сказал «Времени новостей» Вячеслав Лебедев. -- Для присяжных нужно построить специальные гостиницы, чтобы они могли работать в нормальных человеческих условиях». Но вопрос с гостиницами вряд ли будет разрешен в ближайшее время, поскольку это требует больших затрат, а значит, и возможности проконтролировать, читают ли присяжных во время процесса газеты, будет невозможно. Следовательно, в таких условиях проще не пустить в зал прессу. Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова при этом отметила, что в большинстве случаев процессы закрываются по воле стороны обвинения, которая засекречивает дела. «Если дела засекречены, то мы ничего сделать не можем», -- подтвердил судья ВС Алексей Шурыгин, курирующий суды присяжных по всей России.

Однако и пресс-секретарь ВС Павел Одинцов, и пресс-секретарь судебного департамента при ВС Вадим Зиятдинов в своих докладах отметили, что «суды обречены на активное сотрудничество с прессой» для «популяризации судебной власти» и что в судебной системе «много положительного, о чем надо писать, но не пишут».

Екатерина БУТОРИНА
//  читайте тему  //  Судебная система России