|
|
N°171, 19 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кавказская пленница
Грузия стала заложницей чеченских боевиков
Российское руководство, похоже, определило свою первую мишень в битве с терроризмом, которая теперь, после страшных атак на Америку, разворачивается во всемирном масштабе. Это Грузия, отношения с которой напрочь испорчены чеченской проблемой. Вчера российский МИД направил Тбилиси беспрецедентно жесткую ноту, в которой обвинил Грузию в пособничестве террористам. Документ больше напоминает ультиматум. Москва отмечает, что «несмотря на многократные обращения российской стороны», ей так и не переданы «сотни террористов», находящихся на территории соседнего государства. Россия требует «немедленной выдачи» «участников терактов, взрывов мирных объектов, захватов заложников и вооруженного сопротивления властям». Панкисское ущелье прямо называется «тыловой базой международных террористов», а действующие в Грузии «представительство Чеченской республики Ичкерия и информационный центр» -- каналами «снабжения бандитов». В свете заявлений американских официальных лиц, которые призывают нанести удар не только по самим террористам, но и по тем режимам, которые их покрывают (США считают таковым афганский «Талибан»), нота российской дипломатии звучит зловеще.
Спусковым крючком нынешнего обострения в двусторонних отношениях стало, как ни странно, заявление лидера российских либералов Бориса Немцова. В конце прошлой недели глава СПС потребовал от Грузии, коль скоро она не в состоянии сама решить проблему, согласиться на участие российских военных в операциях против грузинских боевиков на ее территории. В ответ Тбилиси категорически заявил, что «не допустит использования своей территории для военной операции силами иностранных государств». Случилось это в минувшую пятницу. А в понедельник грузинское руководство сообщило о готовности предоставить военные базы США, собирающимся нанести удары по Афганистану. Как утверждают источники газеты «Время новостей», в МИД России это расценили как вопиющее проявление политики двойных стандартов, проводимой официальным Тбилиси. «Чаша нашего терпения переполнилась», -- говорят в Москве. В заявлении, озвученном ведомством на Смоленской площади, прямо не сказано, что Москва ждет от Тбилиси согласия впустить российских военных на грузинскую территорию. Согласование такого рода действий -- прерогатива силовых ведомств, говорят в российской столице, но для этого должен появиться политический импульс со стороны руководства Грузии. Однако «готовность оказать необходимую помощь в осуществлении антитеррористических мероприятий» означает не что иное как предложение прийти и «зачистить».
В Тбилиси московские обвинения отрицают. Официальный представитель МИД уклонился от прямых комментариев, отметив, что в борьбе с терроризмом, и прежде всего с его крайней формой -- вооруженным сепаратизмом, недопустимы двойные стандарты (имеется в виду поддержка Москвой Абхазии и Южной Осетии). Министр обороны Давид Тевзадзе выразил надежду, что готовность Грузии предоставить свои объекты американцам не вызовет обострения отношений с Россией, хотя не исключил, что «в России может подняться очередная волна обвинений в адрес Грузии». Министр внутренних дел Каха Таргамадзе сказал журналистам, что «на территории страны, в том числе в Панкисском ущелье, нет боевиков».
Последнее утверждение вызывает большие сомнения даже в самой Грузии. Еще в конце минувшей недели о скоплении боевиков говорили многие парламентарии. Лидер «Мхедриони» Джаба Иоселиани утверждает, что в Кодорском ущелье Абхазии находятся 700 чеченских боевиков и «этот регион стоит на пороге войны». «Война между Россией и Чечней может быть перенесена в Сванетию, которая будет потеряна, как потеряны Абхазия и Южная Осетия», -- сказал Джаба Иоселиани.
Между тем, как сказал газете «Время новостей» генпредставитель Чечни в Грузии Хизри Алдамов, он «представляет в Тбилиси чеченский народ, и Россия, осуществляющая геноцид чеченцев, не имеет никакого морального права требовать закрытия представительства, тем более что оно не связано ни с какими боевиками».
Он утверждает, что в Панкиси «уже находятся три-четыре группы российских агентов», которые попытаются спровоцировать ситуацию. Если Россия попытается начать войну в Панкисском ущелье, Чечня будет готова помочь Грузии, сказал Хизри Алдамов.
Судя по всему, российско-грузинский конфликт станет своего рода пробным тестом, который должен продемонстрировать, насколько изменилась после нью-йоркского кошмара система международных координат. На грузинском направлении Россия в ослабленной форме практически повторяет действия США в отношении Афганистана. Москва рассчитывает, что в новой ситуации Вашингтон проявит гораздо больше понимания, чем раньше, и позволит России решать свои антитеррористические задачи. От того, как теперь будет реагировать Вашингтон, зависит очень многое.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Аркадий ДУБНОВ, Игорь МАКСИМОВ