Время новостей
     N°16, 01 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.02.2006
"Конкретные вопросы" без конкретики
Александр Лукашенко выслушал Михаила Гуцериева и ничего ему не ответил
Перед намеченными на март президентскими выборами в Белоруссии российские нефтяники зачастили с визитами к Александру Лукашенко. Буквально две недели назад в Минск прилетал президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, а вчера с г-ном Лукашенко встретился владелец «Русснефти» Михаил Гуцериев. «Вы агрессивно ведете себя на рынке, приобретаете новые месторождения и покупаете нефтеперерабатывающие мощности, -- заявил в начале встречи г-н Лукашенко. -- Нам надо обсудить перспективы нашего сотрудничества, в том числе в плане модернизации мощностей на нашем предприятии "Полимир"... Настало время подойти к решению некоторых конкретных вопросов и реализации проектов». Впрочем, к этому, как следует из официальных сообщений, стороны как раз и не подошли.

Бизнесмен заявил о готовности инвестировать значительные средства в реконструкцию «Полимира», на котором перерабатывается сырье «Русснефти». «Нас очень интересует эффективный проект по реконструкции "Полимира", которую необходимо разделить на четыре-пять этапов, для выпуска конкурентоспособной продукции и поставки ее на рынки Восточной и Центральной Европы», -- сказал г-н Гуцериев. Правда, не назвал конкретной суммы. По информации «Времени новостей», г-н Лукашенко не отреагировал на это предложение. Его больше интересовало другое.

Ведь «Русснефть», как отметил белорусский президент, купила несколько НПЗ, а потому появился риск, что всю добываемую нефть компания будет перерабатывать в России. Белорусский же бюджет достаточно сильно зависит от деятельности российских нефтяников: они, перерабатывая сырье на предприятиях соседней страны, затем экспортируют нефтепродукты. Для компаний это выгодно тем, что белорусские экспортные пошлины ниже российских. А чем больше объем этого экспорта, тем больше доходы Белоруссии.

Понимая озабоченность президента, г-н Гуцериев заверил его: "Плюс к трубе (к объему нефти, поставляемому в Белоруссию по нефтепроводу. -- Ред.) вы всегда можете рассчитывать на 5 млн тонн нефти вне всяких графиков". Речь идет о поставках нефти железнодорожным транспортом. Правда, г-н Гуцериев указал, что пока сделать это довольно проблематично: Мозырский НПЗ не обладает достаточными нефтесливными мощностями. Г-н Лукашенко же дал свое добро на строительство эстакады для слива нефти мощностью 3 млн тонн в год (в дополнение к существующим 10 млн тонн в год). По оценкам экспертов, строительство может стоить примерно 10--20 млн долл. Но будет ли «Русснефть» в одиночку инвестировать или совместно с Белоруссией, пока не решено, сообщили в компании.

Визит гг. Гуцериева и Алекперова в Минск говорит о том, что г-н Лукашенко в ближайшей перспективе намерен добиваться от российских нефтяников экспансии в страну. Взамен он им ничего не обещает: о приватизации нефтехимических предприятий речь не идет. По результатам визита г-н Алекперов заявлял, что готов инвестировать в экономику Белоруссии 500--600 млн долл. ЛУКОЙЛ рассматривает возможность создания двух СП -- предприятия по производству присадок к маслу на базе НПЗ «Нафтан» и по производству и реализации смазочных материалов. Впрочем, пока никаких документов на этот счет не подписано -- идет обсуждение деталей проекта. Кроме того, ЛУКОЙЛ намерен увеличить поставки сырья на НПЗ Белоруссии в два раза, до 4,2 млн тонн в год.

Белорусские же эксперты уверены, что г-ну Лукашенко перед выборами нужна поддержка России. «Постоянные разговоры о возможности введения санкций со стороны Запада заставляют его задумываться о том, чтобы привлечь российский капитал», -- считает независимый белорусский экономист Валерий Дашкевич. Он также ожидает новых визитов крупных российских предпринимателей для переговоров с руководством страны. «Но может так случиться, что после президентских выборов представители российского бизнеса снова будут немного огорчены», -- говорит он, подразумевая, что проекты, о которых сейчас идет речь, могут оказаться нереализованными. Ведь так было в 2001 году перед выборами, когда обещалась приватизация нефтехимического комплекса в пользу российских нефтяников. Сейчас она заменена модернизацией. Изменилась ли тактика белорусского президента, неизвестно. Возможно, именно это является причиной того, что к г-ну Лукашенко не спешат руководители «Сургутнефтегаза» и «Славнефти», которые ранее претендовали на активы. Но если г-н Лукашенко изменил свои принципы сотрудничества с российским нефтяным бизнесом, ЛУКОЙЛ и «Русснефть» в отличие от своих осторожных коллег смогут первыми занять белорусский рынок.

Анна НАУМОВА, Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск, Иван ГОРДЕЕВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Белоруссии