|
|
N°171, 19 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Истребители летят на Восток
Слухи о предстоящем беспрецедентном увеличении поставок новейших российских вооружений в Китай во вторник получили официальное подтвеждение. Премьер-министр России Михаил Касьянов завизировал распоряжение №1226-р, которое предусматривает открытие на российско-китайской границе «окна» для истребителей Су-30МКК, выпускаемых Комсомольским-на-Амуре авиационно-производственным объединением (КнААПО) по заказу нашего юго-восточного соседа. Правительственный документ предписывает «установить на период 2001--2005 годов на аэродроме Дземги воздушного грузового пункта пропуска через границу для перемещения продукции военного назначения». Дземга -- это не только авиабаза национальных ВВС, но одновременно и заводской аэродром КнААПО. Срок же, на который открывается граница -- до 2005 года, подтверждает, что летом нынешнего года Москва заключила с Пекином дополнительные соглашения о поставках истребителей.
Само участие России в проводящейся сейчас модернизации военно-воздушных сил китайской народной армии секретом не является. Известно, что еще в 1999 году стороны заключили межправительственное соглашение о поставке 28 истребителей Су-27УБК и «примерно трех десятков» Су-30МКК. Окончание первого из этих контрактов было запланировано на 2002-й, а второго -- на 2003 год. В сумме они «тянули» где-то на 2,5--2,8 млрд долларов. Неопределенность формулировок связана со строгой конфиденциальностью всего, что касается военно-технического сотрудничества между Китаем и Россией. Стороны заключили специальное соглашение, предписывающее участникам оружейных контрактов соблюдение мер секретности. Поэтому все вопросы, касающиеся экспортных поставок в Китай, российские официальные лица традиционно парируют стандартным «без комментариев». Неудивительно, что информация об очередном триумфе российского авиапрома была озвучена не самими создателями боевых самолетов, а их американскими коллегами. По оценкам The Washington Post, в ходе июльского российско-китайского саммита стороны заключили соглашение о дополнительной поставке, по крайней мере еще 40 истребителей на общую сумму в 2 млрд долларов. Причем, судя по всему, приведенные американскими экспертами цифры оказались даже заниженными.
Первые десять Су-30МКК были переброшены в Китай еще в конце декабря прошлого года: истребители перелетели своим ходом из Комсомольска-на-Амуре на китайскую авиабазу Уху в 100 километрах от Нанкина (там базируется авиаполк дивизии «Три меча» ВВС Китая). Теперь, после того как пункт пропуска военной техники на аэродроме Дземги будет открыт официально, подобные перелеты должны стать регулярными.
Юрий ГОЛОТЮК