|
|
N°15, 31 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Порознь, но вместе
«В круге первом» предпочли 40% московских телезрителей
Все, кто следит за телевизионной жизнью, знают, что главным для тех, кто на телевидении работает, являются два магических слова -- доля и рейтинг. Если объяснять грубо и просто, то доля -- это процентное соотношение смотрящих конкретную передачу к тем, у кого вообще в данный момент телевизор включен. Рейтинг -- соотношение смотрящих конкретную передачу к общему числу телезрителей как таковых. Например, когда канал «Россия» рапортовал о рекордных рейтингах «Мастера и Маргариты», в первый день его доля по Москве составила 58,6%, по России 47,1%, а на Украине почему-то 66,9%, в то время как рейтинг по Москве был 29,7%, по России 24,2%, а на Украине 34%. Это значит, что среди тех, кто вообще телевизор в тот понедельник смотрел, почти половина зрителей (меньшая -- по России, большая -- по Москве) следила за приключениями Бездомного и Берлиоза на Чистых прудах. Но среди населения страны таких была только четверть, остальные или смотрели что-то другое, или просто предпочли другие занятия.
Для телеметрии важны и другие параметры, например возраст аудитории, ее социальное и материальное положение, образование и пр. Пол тоже имеет значение -- какие-то часы имеют «мужскую окраску», какие-то -- «женскую». Вот, например, сериалы «Кармелита» или «Исцеление любовью», которые шли по каналу «Россия» в пред-тайм, то есть до того, как основная масса зрителей приходит с работы, собирали долю почти 40%, другие каналы завидовали, но никто из этого культурного события не делал, так как считается, что в это время телевизор смотрят пенсионеры и дети, которые, конечно, составляют большую часть аудитории, но социально не престижную.
Показанные в прошедшее воскресенье в прайм-тайм на канале «Россия» первые серии «В круге первом» не побили рекордов, но дали хороший результат. Их рейтинг -- 19,8%, а доля -- около 40% по Москве, что, конечно, несколько ниже, чем у «Мастера», но все-таки очень хороший показатель, особенно если принять во внимание отнюдь не развлекательный характер показанного фильма. Обычно хорошей долей для фильма считается 25%. А с долей 37% по "России" идут субботние «Танцы со звездами».
Есть еще одна хитрость. Дело в том, что во время показа рекламы зрители имеют обыкновение переключать канал, который смотрят, на какой-нибудь другой. Кривая измерений на это время сильно идет вниз, то есть если передачу в целом смотрит, допустим, 20% от всех зрителей, то на время рекламы их остается 5%. И даже если потом зритель к прерванной передаче вернется, долю все равно будут считать по среднему показателю, который таким образом резко снижается. Так что когда канал показывает что-то без рекламы, на его доле это отражается самым положительным образом.
Что будет с рейтингом сериала по роману Солженицына дальше -- со вчерашнего дня «В круге первом» пересекается на 15 минут со временем показа «Золотого теленка» по «Первому каналу», да и рекламные блоки начнутся, -- мы узнаем спустя несколько дней.
Глеб МЫШКИН