|
|
N°15, 31 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Санкции против Ирана откладываются
Россия и Китай призывают американцев не торопиться
Россия все еще надеется, что иранское ядерное досье не будет передано на этой неделе в Совет Безопасности ООН. «Если мы хотим решить проблему, а не усугубить ее, то этого, а тем более введения международных санкций против Ирана лучше было бы избежать», -- сказал вчера «Времени новостей» высокопоставленный российский дипломат. Однако в Москве не скрывают, что теперь все зависит от поведения самих иранцев, которые, как это ни странно, «только-только начали понимать всю серьезность положения».
Судьба Ирана решалась вчера за ужином в лондонской резиденции главы МИД Великобритании Джека Стро. У него в гостях собрались коллеги из России, США, Китая, Франции, Германии. Сергея Лаврова сопровождал его заместитель Сергей Кисляк, курирующий иранскую проблему. Пригубив аперитив, дипломаты перешли к делу -- им нужно было определить позиции накануне намеченного на 2--3 февраля в Вене решающего заседания совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (СУ МАГАТЭ).
Американцы настаивают, чтобы в Вене была принята жесткая резолюция по Ирану. Они хотят, чтобы иранское досье передали в Совбез ООН, который проголосует за введение международных санкций. Китай и Россия добиваются сейчас смягчения проекта резолюции СУ МАГАТЭ. Не исключено, что у них это получится. Вопрос в том, до какой степени будет смягчена эта важная резолюция.
Еще осенью 2005 года СУ МАГАТЭ принял резолюцию, в принципе допускающую передачу иранского досье в Совбез ООН. Россия тогда воздержалась. Главный вопрос сейчас -- передадут ли иранское досье в Совбез незамедлительно или же опять будут названы другие сроки, и Тегеран получит передышку? Неясно также, будет ли сам факт передачи досье автоматически означать еще и запуск процедур по введению санкций, как того требуют американцы.
Не исключено, что пятеро постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия договорятся и МАГАТЭ остановится на компромиссном решении: просто проинформировать СБ ООН о ситуации с Ираном, не более того. К этому решению склоняются европейцы, ведь им есть что терять в случае введения санкций. К примеру, если товарооборот России с Ираном составляет около 2 млрд долл. в год, то Франция наторговывает с этой страной под 5 млрд, Германия -- под 4, Италия -- примерно столько же.
Опыт предыдущих голосований МАГАТЭ показал, что даже при заранее согласованных позициях возможны неожиданности. «Сорваться могут и иранцы, и американцы. Сюрпризы не исключаются», -- признают источники «Времени новостей» в МАГАТЭ. В штаб-квартире агентства нашей газете объяснили, что перед голосованием в пятницу управляющие выслушают заместителя гендиректора МАГАТЭ финна Олли Хейнонена, только что побывавшего в Иране.
Заранее известно, что докладчик посетует на «чрезмерную» секретность иранцев, сославшись, к примеру, на то, как более года назад они не позволили экспертам МАГАТЭ взять нужное количество проб на подозрительном военном объекте «Лавизан» на северо-востоке страны. А потом иранцы сровняли его с землей бульдозерами. Претензии есть и по военному объекту «Парчин» на юге-востоке от Тегерана. А потому, полагают в Москве, иранцам лучше бы поскорее согласиться на предложение обогащать уран на российской территории.
Похоже, правда, что слухи о привлечении к этому российско-иранскому проекту китайцев сильно преувеличены. На днях секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани посетил Пекин после визита в Москву. В КНР он пытался заручиться дипломатической поддержкой и обсуждал перспективы нефтяного сотрудничества. Но, по данным «Времени новостей», никаких коммерческих предложений по обогащению урана от китайцев пока не поступало.
Елена СУПОНИНА, Лондон