|
|
N°15, 31 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бакиев, Кулов и чехарда
Властный тандем Киргизии теряет устойчивость
Вчера секретарь совета безопасности Киргизии Мирослав Ниязов объявил о готовности уйти в отставку. Соответствующее прошение, по его словам, будет подано президенту Курманбеку Бакиеву, «который может рассмотреть этот вопрос». За два дня до этого покинул свой пост заместитель секретаря киргизского совбеза Вячеслав Хан. Череда отставок ответственных руководителей стала реакцией на принятое 25 января решение парламента рекомендовать президенту Бакиеву освободить от должности Вячеслава Хана и главу Службы нацбезопасности Таштемира Айтбаева (см. «Время новостей» от 27 января).
Г-на Хана парламентарии обвинили в том, что он имеет тройное гражданство -- Киргизии, России и Казахстана. Кроме того, по утверждениям депутатов, замсекретаря совбеза является соучредителем казахстанской компании «Вимпекс», производящей алкогольную продукцию. Пользуясь своим служебным положением, он якобы оказывал протекцию своей компании, стремящейся укрепить позиции на киргизском рынке. Вячеслав Хан опроверг обвинения в тройном гражданстве, предъявив полученный им ответ на запрос, направленный в российское посольство в Бишкеке. В документе сказано, что «В. Хан не обращался в соответствующие органы РФ с просьбой о предоставлении ему российского гражданства». Такой же запрос был направлен им в посольство Казахстана.
Впрочем, для получения российского паспорта (во всяком случае, в 90-е годы прошлого века) вовсе не требовалось обращаться с просьбой в «соответствующие органы». Достаточно было просто обменять старый советский паспорт на российский при минимальных на то основаниях. Либо, что всем хорошо известно, просто купить документ.
Что касается еще одного гражданства, то вчера, общаясь с журналистами, секретарь совбеза Ниязов фактически признал: когда он в 2004 году принимал Хана на работу в качестве своего заместителя, у того было гражданство Казахстана. Наблюдатели в Бишкеке считают, что таким образом г-н Ниязов, подавая в отставку, решил взять на себя ответственность за своего подчиненного.
Двойная отставка в руководстве совбеза Киргизии не положила конец новому витку политического кризиса, начавшемуся 25 января после заявления премьер-министра Феликса Кулова, в котором он потребовал от президента Бакиева отправить в отставку главу СНБ Айтбаева. Премьер возложил на него ответственность за углубление процесса сращивания криминала с властью. Айтбаев в резкой форме отказался уйти в отставку и получил поддержку президента. Курманбек Бакиев устами своего пресс-секретаря заявил, что не собирается увольнять главного киргизского чекиста, поскольку его вина не доказана. А заявление премьера счел «правомочным», однако несколько «поспешным».
Кроме того, президент заявил, что не приемлет кадровой чехарды и не собирается отправлять в отставку своих соратников до конца срока президентских полномочий, если, конечно, им не будет предъявлено серьезных обвинений в нарушении закона. Подобное обещание, данное политическим лидером, выглядит по меньшей мере странным. А что если решение конкретных, скажем экономических, задач потребует привлечения новых, более компетентных специалистов на министерские посты...
Впрочем, в Бишкеке уже привыкли не придавать серьезного значения риторике своих лидеров. Ничто ведь не помешало г-ну Бакиеву отправить в отставку генпрокурора Азимбека Бекназарова, когда выяснилось, что он, один из лидеров мартовской революции, становится серьезным политическим соперником президента страны. Несмотря на обещание дать возможность в течение трех лет спокойно работать всем назначенным губернаторам, президент поменял руководителей уже в трех областях.
Главный вопрос «властной» повестки дня в Бишкеке -- это устойчивость тандема Бакиев--Кулов. Ответа на него пока нет. Одним из условий создания этого союза в мае 2005 года (как утверждают те, кто видел текст меморандума, подписанного обоими политиками) было обещание Курманбека Бакиева в случае его избрания президентом не только назначить Феликса Кулова премьер-министром, но и отправить в отставку шефа нацбезопасности Айтбаева. Демонстративный отказ президента сделать это выглядит как недвусмысленное предложение премьеру подать в отставку. Кулов пока хранит молчание.
Аркадий ДУБНОВ