|
|
N°130, 21 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На пути к совершенству
Дума сделала первый шаг к мажоритарной системе
Дума с подачи президента принялась вчера совершенствовать избирательное законодательство. Депутаты, похоже, не совсем уловили, в каком направлении следует искать идеал. 339 думцев одобрили в первом чтении президентский законопроект о выборах депутатов в палату представителей союзного парламента России и Белоруссии. И ни у одного не возникло вопроса: почему «союзных» депутатов в отличие от российских надо выбирать только в одномандатных округах, без кандидатов по партийным спискам.
Возможно, депутаты убеждены, что «союзные» правила никак не повлияют на российские. Не исключено, что сугубо мажоритарная система не вызвала у них отторжения еще и потому, что одобренный законопроект -- переходный, только для первого состава союзного парламента. К следующим выборам (через четыре года) «союзные» депутаты напишут новый закон. А может быть, думцы всецело доверяют председателю ЦИК Александру Вешнякову, уже не раз заявлявшему, что отказ от выборов по партийным спискам -- эта всего лишь уступка Белоруссии, которая категорически против пропорциональной системы.
Однако уверенность думцев в незыблемости российской избирательной системы может всерьез поколебаться после первых же «союзных» выборов. Российские законы совершенствуются, так сказать, по прецеденту. Правила оттачиваются после каждой избирательной кампании в зависимости от тех сюрпризов, которые она преподносит. К примеру, первые думские выборы-93 показали, что нужно контролировать деньги, которые партии и кандидаты тратят на свои кампании. Поэтому избирательные фонды кандидатов и партий стали обязательными к выборам-95, на которых выяснилось, что и этого недостаточно для достижения равенства всех участников выборов. Поэтому к выборам-99 появилась норма, устанавливающая для всех один и тот же потолок средств, которые можно израсходовать на кампанию.
Некоторые сюрпризы «союзных» выборов предвидеть можно уже сейчас. Выборы по одномандатным округам, как показывает практика, сопряжены с повышенными денежными затратами. Разрекламировать свою партию и провести в парламент кандидатов по списку намного дешевле, чем тратиться на рекламу каждого кандидата в каждом округе. Округов на «союзных» выборах будет 75, по числу российских депутатов в союзном парламенте. Ни одна партия не сможет в новом парламенте добиться влиятельного представительства, потому что это немалые деньги. К тому же каждому кандидату установлен потолок расходов в 20 тыс. минимальных зарплат. Можно не сомневаться, что решающим на «союзных» выборах будет «административный ресурс».
Начнется все со сбора подписей в поддержку кандидатов. Собирать их можно будет только в «специально отведенных местах». То есть быстрее всех соберет необходимые 1,5 тыс. подписей тот кандидат, который сможет организовать явку избирателей в «специально отведенное место». Это проще сделать тому, кто дружит с местными властями. Во время предвыборной агитации, которая на «союзных» выборах будет эффективна только в рамках округа, административный ресурс сыграет решающую роль. Местные СМИ зависят от властей, доступ кандидатов в эфир и на печатные площади зависит от них же. Зато не будет «информационных войн», которые под силу лишь общероссийским телеканалам, а в их услугах на «союзных» выборах особой нужды не возникнет.
«Союзный» избирательный закон, с одной стороны, усилит роль «административного ресурса». С другой -- даст основания утверждать, что при мажоритарной системе выборы получаются честнее и чище. После этого российские избирательные законы можно будет приводить в соответствие с «союзным». В этом, собственно, и состоит задача нового парламента.
Виктор ХАМРАЕВ