|
|
N°14, 30 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Четвертая кладка «Орла»
Еще одна кинематографическая награда нашла своих лауреатов
Кинематографических премий у нас теперь так много, что вопрос об их справедливости, законности, объективности и т.д. снимается сам собой. Каждый волен выбирать, что ему нравится -- кому попадья, а кому и свиной хрящик. Причем никаких претензий -- на вкус и цвет товарищей нет, у нас плюрализм и равноценность мнений. Смотря с какой стороны посмотреть...
«Орел» с первого дня своего учреждения смотрит в две стороны, на кино и на телевидение. За это его церемонию в очередь показывают по одному из двух главных телеканалов -- на этот раз выпало «России», а вот триумфаторами «Орла» стали «Первый» и СТС.
На главный приз было номинировано пять картин: «Турецкий гамбит», «Статский советник» (заменивший первоначально объявленное «Солнце»), «Космос как предчувствие», «Итальянец» и «9 рота». Первые две непосредственно произведены структурами, близкими к организаторам премии, -- «Первым каналом» и студией ТРИТЭ. «Космос как предчувствие» был награжден на ММКФ, «Итальянец» -- выдвинут от России на «Оскара», а «9 рота» -- кассовый рекордсмен. Так что резоны понятны. Победила «Рота» -- что дало повод Михалкову вспомнить о тех временах, когда он с Сергеем Бондарчуком жаловались друг другу на сыновей -- Степу и Федю. Жаловались напрасно, дети удались на славу. Вообще мир благосклонен к тем, кто умеет в нем жить. Вот и Никита Михалков получил своего «Орла» -- за лучшую мужскую роль: в академии сочли, что она -- главная; за второстепенную получил Константин Хабенский; оба из «Статского советника», и оба прекрасные артисты.
Медийность лауреатов -- важное качество для этой премии. Еще более важные -- хорошее отношение и справедливость, все «свои» должны что-то получить. Неважно, что «Штрафбат», по общему мнению, был самым заметным среди сериалов этого года, -- признание народа ему и будет наградой. А «Орлом» наградили «Сармат», снятый по заказу канала «Россия», продюсер Владилен Арсеньев -- близкий организаторам человек. К тому же режиссер сериала Игорь Талпа в этом году скончался, и было бы справедливо почтить таким образом его память. Другим награжденным сериалом (в категории «мини») стал снятый Владимиром Хотиненко «Гибель империи» (производство «Первого канала» и студии ТРИТЭ). Ну и хорошо.
Из числа выдающихся отечественных режиссеров, за коими уже закреплен статус живого классика, фигурировала только Кира Муратова, чей «Настройщик» в прошлом году на «Орла» не успел. В лучшие фильмы он, увы, не попал, зато Муратова соревновалась в категории «лучший режиссер» с Федором Бондарчуком и Алексеем Учителем, и проиграла. Чудесный, хрупкий и пронзительно трогательный, отточенный до невероятного совершенства ее фильм тем не менее приголубили -- дав «Орлов» двум актрисам, Алле Демидовой за главную и Нине Руслановой за второстепенную женские роли. Заявленный поначалу в пяти номинациях фильм «Солнце» Александр Сокуров сам с конкурса снял -- а то бы и ему дали какого-нибудь «Орла»: люди не злые и живут по понятиям.
Для «Гамбита» ведь нашли нишу -- по заслугам награждены монтажер, художник-постановщик и художник по костюмам. А высоко оцененную международным жюри Московского фестиваля картину «Космос как предчувствие» достойно увенчали «Орлами» в двух престижных номинациях -- за режиссуру (Алексей Учитель) и за сценарий (Александр Миндадзе).
Конечно, можно пожалеть, что кому-то из номинантов приз не достался, а кто-то из достойных в номинацию не попал, однако на то и премий у нас как грязи, чтобы всем было хорошо, не тут, так там. Потому что нельзя ведь сегодня всерьез говорить об объективных критериях, о художественной значимости, об ответственности и общественном значении экспертного взгляда. Премия нынче -- и «Золотой орел» тому блистательное доказательство -- лишь повод для подтверждения места в сообществе. Не то чтобы почетно получить премию -- обидно не получить, как признался мне один из лауреатов. Досадно могло бы быть Павлу Лунгину, что ни в одной номинации нет его «Бедных родственников», но ему дали первый приз на «Кинотавре» -- там другая тусовка, а значит, можно выбирать... Нужно еще подумать над учреждением премии «Кино на телевидении», ведь пока, кроме «Орла», где из 22 номинаций на телекино отдано всего четыре, и «ТЭФИ», и нет ничего. А какая индустрия... Тот же «Статский советник» или «Турецкий гамбит» -- это ведь не только фильмы, но и сериалы тоже, и вполне достойны призов. В будущем году они, конечно, посоревнуются с другими за своих «Орлов», но к тому времени еще несколько сериалов подоспеет. Хоть в полгода раз премию давай.
Но если по поводу раздачи «Орлов» претензий как таковых нет -- потому что и быть не может, то по поводу самой церемонии они есть. Сбор публики назначили на дневное время -- на четыре часа, церемонию начали около шести, гости, номинанты и академики толклись в неприспособленных для светских мероприятий коридорах «Мосфильма», являя собой причудливую смесь смокингов и джинсовых курток, обнаженных дамских спин и глухих спортивных свитеров, шпилек и кроссовок на фоне мрачных высоких стен. Гламурным и изысканным антураж производственных студийных павильонов никак не назовешь, однако приспособить стиль премии под этот особый дизайн как-то никому не приходит в голову. Вообще, удручило отсутствие выдумки, вкуса и старания. Церемония, обычно радующая краткостью и стремительным лаконизмом, на этот раз оказалась рыхлой и самодеятельно случайной. Вручанты и получанты то и дело менялись местами, казалось, что они передают друг другу одних и тех же «Орлов». Несмотря на бодрые наставления, которые звучали в динамиках перед началом, обучая будущих лауреатов правилам поведения -- выйти на сцену, получить награду, сказать слова благодарности, вернуться на место (и побыстрее: сама-сама-сама...), казалось, что все участники застигнуты врасплох и не очень знают, что им говорить и делать. Великолепная актриса Нина Русланова принялась истово благодарить Никиту Михалкова за какое-то нам неведомое, но, вероятно, достойное доброе дело, и как это бывает с натурами эмоционально подвижными, явно потеряв над собой контроль, вдруг запричитала: «Он мне помог, как великий человек маленькому человеку»... Это неожиданное самоуничижение шокировало собравшихся. Другие участники, напротив, вели себя совершенно раскованно, будто диджеи в эфире, в уверенности, что любая спонтанная глупость сойдет за очаровательную непосредственность. Порадовали двое -- Александр Адабашьян, который рассказал явно заранее подготовленный и потому умный спич о профессии драматурга, и Николай Фоменко, пошутивший по поводу лучшей мужской роли на телевидении -- он удивился выбору номинантов, дескать, всем известно, что три главные роли тут исполняют Константин Эрнст, Олег Добродеев и Александр Роднянский... Не то чтобы шутка была блистательной, но, во-первых, все-таки шутка, а во-вторых, небессмысленная...
Ощущение случайности, поспешности, отсутствия профессионализма и уважения к делу в этот раз доминировало. Затеянная без любви и азарта, без поддержки сообщества, из соображений совершенно для кино посторонних, премия «Золотой Орел», похоже, потеряла и тот кураж, что у нее поначалу был. Но, честно говоря, более всего жалко, что среди кинематографистов не нашлось сил, способных либо поддержать эту премию, либо выступить против нее. А позиция полупризнания, полуучастия и создает тот самый запах тухлости, которым все сильнее тянет от нашего якобы бодро развивающегося кинематографа.
Алена СОЛНЦЕВА