|
|
N°13, 27 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Почему бы России не продать Пакистану ядерные реакторы?»
Вчера премьер-министр Пакистана Шаукат АЗИЗ заявил, что его правительство намерено активнее проводить экономические реформы. Чтобы реализовать эти планы, страна нуждается в расширении сотрудничества с внешним миром, в том числе с Россией. Вчера в Исламабаде премьер-министр Пакистана рассказал корреспонденту «Времени новостей» о перспективах развития отношений с Москвой.
-- Пакистан меняется, страна проводит экономические реформы. Почему же отношения с Россией развиваются так медленно?
-- Россия -- великая страна, играющая в мире огромную роль. Пакистан хочет иметь с ней максимально тесные отношения. Думаю, что есть две причины, по которым отношения между нами развиваются не так активно, как хотелось бы. Во-первых, со времен войны в Афганистане остались старые чувства вражды и недоверия. Во-вторых, Россия опасается вызвать недовольство Индии.
Пакистан хочет развивать сотрудничество в области энергетики. Почему бы России не продать нам ядерные реакторы для АЭС? В военной области у нас уже есть позитивный опыт покупки вертолетов Ми-17. Но дело тормозят особые отношения Москвы и Дели, хотя отношения двух стран не должны мешать отношениям с третьей страной. 300 млн долл. товарооборота между нашими странами в 2005 году -- это очень мало.
-- Не мешают ли нашему сотрудничеству события в Чечне?
-- Проблема Чечни - не препятствие для сотрудничества наших стран. Пакистан является и будет являться стойким приверженцем борьбы с терроризмом. Терроризм не должен дестабилизировать ситуацию ни в Чечне, ни в любой другой точке земного шара. В российско-пакистанских отношениях нужно открыть новую главу.
-- Готов ли Пакистан открыть двери для российских инвестиций, для участия российского бизнеса в приватизации?
-- В сфере привлечения инвестиций Пакистан проводит политику открытых дверей. Российские капиталы были бы полезны для развития металлургического завода в Карачи. Магнитогорский металлургический комбинат участвует в тендере на его приватизацию, итоги будут известны в марте. Для реализации проектов строительства трубопроводов Пакистан заинтересован в участии России в транспортировке нефти и газа с прикаспийских месторождений. Мы приглашаем в страну инвестиции отовсюду, в том числе из России. Наши экономические реформы основаны на принципах регулирования, приватизации и либерализации при обеспечении максимальной прозрачности.
-- Летом 2005 года Пакистан и Индия стали наблюдателями в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членами которой являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Может ли ШОС в перспективе стать военно-политическим блоком?
-- Пакистан не видит ШОС в качестве военного блока. ШОС занимается проблемами безопасности в регионе, но не является инструментом глобальной политики безопасности. Основа организации -- экономическое сотрудничество и координация усилий в борьбе с терроризмом.
Пока мы выступаем наблюдателем. Если бы мы стали членом ШОС, мы были бы более активны. ШОС важна не как потенциальный военный блок, а как самый крупный рынок в мире, как самый сильный в мире экономический регион. Членов ШОС объединяет мирное сотрудничество, борьба с терроризмом и стремление играть более активную роль в международных делах.
-- Однако у Пакистана с Индией весьма напряженные отношения...
-- Новый Пакистан не является заложником прошлого. Он открыт к сотрудничеству со всем миром, в том числе с Россией и другими членами ШОС. Это сотрудничество может касаться и кашмирской проблемы. Пакистан выступает за демилитаризацию Кашмира и введение там самоуправления. Индия может положить на стол другие предложения. Но не делать ничего -- это не выход.
Беседовал Петр ИСКЕНДЕРОВ, Исламабад