|
|
N°13, 27 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Налоговые претензии
Премьер вступил в новый конфликт с министрами
Ситуация внутри правительства Михаила Фрадкова вновь напоминает публичную аппаратную войну: конфликт премьера с некоторыми подчиненными провоцирует скандал за скандалом, что, видимо, стало одной из причин нового всплеска слухов о скорой отставке главы кабинета министров. Еще не забылась история конца прошлой недели, когда г-н Фрадков неожиданно и фактически без объяснения причин отказал Алексею Кудрину в поездке на Всемирный экономический форум в Давос (тем самым вызвав резкую реакцию со стороны Минфина), как уже спровоцирована новая внутриправительственная перебранка.
Причем тема давно известная -- снижение налога на добавленную стоимость. Известны и позиции противоборствующих сторон. Премьер с подачи заместителя главы аппарата правительства Михаила Копейкина настаивает на снижении НДС до 13%, что, по их мнению, ускорит экономический рост, глава Минфина Алексей Кудрин и министр экономического развития Герман Греф категорически против. Если бы стороны ограничились лишь очередным обострением дискуссии, обозначившейся еще в начале прошлого года, скандала бы не вышло. Однако дело приняло куда более серьезный оборот.
Во вторник источник в аппарате правительства сообщил, что пункт о снижении НДС до 13% в ближайшие три года включен в среднесрочную программу социально-экономического развития России на 2006--2008 годы. Сделано это было в недрах аппарата Белого дома задним числом, уже после обсуждения и утверждения программы на заседании правительства 29 декабря прошлого года. В одобренном документе говорилось лишь о принципиальной необходимости снижения налогов, конкретные параметры снижения зафиксированы не были.
Алексей Кудрин, ведомство которого в определении налоговой политики государства играет ключевую роль, и Герман Греф (под его руководством программа разрабатывалась) узнали о намерении Белого дома поступить с НДС по собственному разумению, что называется, из средств массовой информации. Ответ не заставил себя ждать. Алексей Кудрин ответил из Парижа, где обсуждал с французским коллегой повестку предстоящей в Москве встречи министров финансов «восьмерки», а Герман Греф -- из швейцарского Давоса, куда поехал в качестве главы российской делегации вместо г-на Кудрина.
Глава Минфина вчера заявил, что появление предложения о снижении НДС до 13% в окончательном варианте среднесрочной программы «явилось полной неожиданностью для многих членов кабинета министров, поскольку отсутствовало даже в протокольном решении заседания правительства». «Это означает, что премьер-министр взял ответственность на себя, -- считает г-н Кудрин. -- В моей практике впервые в документ подобного уровня вносятся столь важные изменения, отвергнутые на предварительном этапе подготовки документа, не обсуждавшиеся на заседании кабинета, когда рассматривалась программа, и не согласованные с основными министрами".
«Для меня это несколько неожиданный результат административной реформы», -- саркастически заметил министр. Алексей Кудрин уверен, что «столь поспешное снижение НДС до 13% в ближайшие три года остановит тенденцию снижения инфляции, чрезмерно укрепит рубль, создаст ситуацию бюджетного дефицита, который придется покрывать за счет средств стабфонда, что в свою очередь ухудшит макроэкономику». «В конечном счете через пару лет нам придется снова повышать НДС», -- сказал глава Минфина агентству РИА Новости. Максимум, на что соглашается Алексей Кудрин, -- это снижение НДС до 15% с 2009 года при одновременной отмене действующей десятипроцентной льготной ставки на ряд социально значимых товаров.
Герман Греф, у которого с Алексеем Кудриным свои споры, например, вокруг инвестиционного фонда, на этот раз полностью солидаризовался с коллегой. «При плоской ставке минимальный уровень, на который можно пойти, это 15%. 15--16% -- это будет уровень, который можно будет обсуждать", -- сказал глава Минэкономразвития.
Внутриправительственный конфликт вокруг НДС рано или поздно, без сомнения, разрешится. Однако постоянно будут возникать новые. И причина не только в личностях премьера и министров. Проблема заключается в особенностях российской системы исполнительной власти. Министров назначает и снимает президент, и не всегда по желанию главы правительства. Понятно, что перед главой государства министры в конечном счете и в ответе. Если Владимир Путин по каким-то причинам не хочет или не может отправить в отставку того или иного министра, а премьер в силу разного видения экономических процессов не хочет или не может с ним работать, то складывается ситуация, которую можно наблюдать в нынешнем кабинете министров. Причем, как и любое хроническое заболевание, со временем она только обостряется. И оказывается в той стадии, когда хирургическое вмешательство становится неизбежным. Публичная жесткая реакция министров свидетельствует, вероятно, о том, что такого исхода событий остается ждать относительно недолго.
Михаил ВОРОБЬЕВ