|
|
N°13, 27 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Киргизский криминал наступает
Премьер Кулов бросает «спасательный круг» президенту Бакиеву
Премьер-министр Киргизии Феликс Кулов выступил в среду с необычайно резким заявлением по поводу последних событий в стране, которые дали ему основание говорить об активизации в стране процесса сращивания криминала с властью. Поводом к демаршу Кулова стало оправдание судом 24 января известного в стране криминального авторитета Рыспека Акматбаева, обвинявшегося в убийстве. Судебное решение было тем более неожиданным, что полного оправдания Акматбаева непосредственно в суде попросило государственное обвинение.
Еще одним аргументом в руках Кулова стало не менее скандальное задержание 17 января «с оружием и наркотиками» начальника отдела службы нацбезопасности (СНБ) Киргизии по борьбе с организованной преступностью Алдаяра Исманкулова. Это дало возможность главе МВД Мурату Суталинову заявить вчера в парламенте: «То, что в СНБ работают члены организованных преступных группировок -- это факт». Выяснилось, что Исманкулов является близким родственником замсекретаря совета безопасности Киргизии Вячеслава Хана. Существует, правда, версия, что задержанный офицер был специально внедрен в ОПГ.
Феликс Кулов назвал в своем выступлении, транслировавшемся в среду по киргизскому телевидению, имя «одного из ответственных за сложившееся положение -- председателя СНБ Таштемира Айтбаева». Кулов считает, что именно «работа СНБ и некоторых других госструктур дает основание критиковать власть за отсутствие работы с криминалом и коррупцией». Премьер также ссылается на «обеспокоенность представителей международных финансовых институтов тем, что появилась преступная группировка, причисляющая себя к Акматбаеву», которая насильно взимает дань с клиентов этих институтов, представляющих средний бизнес Киргизии.
Кулов приводит данные МВД, согласно которым в стране действуют 22 ОПГ. Но борьба с ними затруднена тем, что ему, премьер-министру, «не подчиняются прокуратура, СНБ и суды». Здесь Кулов, очевидно, допускает явный промах. Прокуратура и суды согласно конституции являются независимыми государственными институтами и не должны «подчиняться» исполнительной власти. Премьер заявил, что «с учетом нынешней обстановки и имеющихся у него прав и возможностей» он «берет под личный контроль работу управления МВД по борьбе с организованной преступностью».
Выступление Кулова, имеющего имидж решительного генерала, продемонстрировавшего свои качества в дни мартовских событий прошлого года, когда ему за пару дней удалось справиться с разгулом хаоса и анархии, произвело ошеломительный эффект. Он был усилен тем, что заявление премьера прозвучало как раз в тот день, когда президента Бакиева не было в стране -- он принимал участие в саммите ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге. В Бишкеке заговорили о стремлении Кулова воспользоваться ситуацией для усиления своих властных позиций.
Вчера срочно собравшийся на заседание киргизский парламент принял решение рекомендовать президенту страны отправить в отставку главу СНБ и замсекретаря совбеза. Курманбек Бакиев пока не ответил на этот призыв. Зато выступили с заявлениями сам Айтбаев и пресловутый авторитет Акматбаев. Приведенные ими аргументы в свою защиту выглядели удивительно похожими -- типа «сам ты преступник». Кулов был заподозрен в причастности к нашумевшему в 90-х годах делу о «продаже самолетов и автоматов», обвинения по которому ему так и не были предъявлены. Глава СНБ пообещал возобновить эти обвинения. Акматбаев обвинил Кулова в убийстве своего брата, депутата парламента Тынычбека Акматбаева. В устах Рыспека это прозвучало как обещание вендетты.
Авторитет чувствует себя уверенно, особенно после снятия с него уголовных обвинений. Источники «Времени новостей» в правоохранительных органах Киргизии объясняют столь скандальное решение суда некими отношениями, связывающими в бизнесе Рыспека Акматбаева с сыном президента страны Максимом Бакиевым. И соответственно угрозами в адрес последнего в случае «неприятного» для Рыспека исхода судебного процесса...
Резкое выступление киргизского премьера вряд ли стало бы возможно, если бы он не представлял себе реакцию на него в столицах основных внешнеполитических партнеров своей страны. По сведениям «Времени новостей» из дипломатических источников, в Москве, Вашингтоне и Астане обеспокоены проникновением криминала в различные структуры власти Киргизии и неспособностью официального Бишкека положить этому конец.
Как стало известно нашей газете, вчера на заседании правительства Кулов заявил, что будет продолжать бороться с преступностью вместе с президентом Бакиевым. Наблюдатели в Бишкеке расценили это как примирительный шаг премьера, не желающего ставить под угрозу относительную стабильность в стране, ставшую возможной в результате создания в мае 2005 года властного тандема Бакиев--Кулов.
Если внимательно проанализировать сенсационное заявление Кулова, то можно сделать вывод, что оно похоже на некий политический «спасательный круг», брошенный своему партнеру по тандему. Премьер недвусмысленно подсказывает президенту, как можно снизить накалившуюся в стране атмосферу страха и тревог в связи с разгулом криминала -- назначить козлом отпущения главу СНБ Айтбаева и отправить его в отставку. Трудно сказать, готов ли к этому Бакиев, которого связывают с шефом спецслужбы многие годы совместной работы еще в советские годы...
С другой стороны, у президента, сделавшего в последние недели несколько неудачных попыток «ротации» популярных губернаторов областей, приведших к падению авторитета центральной власти, может и не остаться другого выхода, кроме как поймать брошенный премьером «круг».
Аркадий ДУБНОВ