|
|
N°13, 27 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Диссиденты просятся в эфир
Обиженные правозащитники хотят публично ответить на обвинения ФСБ
Шпионский скандал, поднятый российскими спецслужбами, чтобы оправдать необходимость введения государственного контроля за неправительственными организациями, настолько поразил правозащитников, что только к исходу вчерашнего дня они нашли что ответить на выдвинутые против них обвинения в получении денег от представителей западных разведок.
Вспомнив самые мрачные советские времена, бывшие диссиденты во главе с председателем Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой выступили вчера с обращением к общественности, под которым за два часа подписались представители более 80 российских неправительственных организаций. «Российские правозащитные и другие неправительственные организации работают в правовом поле, их деятельность прозрачна, легитимна и направлена на решение социально значимых проблем и защиту общественных интересов», -- утверждается в заявлении.
Подчеркнув, что получение международных грантов является совершенно законной и общепринятой практикой во всем мире, правозащитники напомнили, что подобные гранты -- например на борьбу со СПИДом и туберкулезом -- от Запада получает и федеральное правительство. Такие гранты распределяет и сама Россия: в бюджете на 2006 год предусмотрено более 17 млн долл. на поддержку работы НПО в сфере развития демократии и прав человека как в нашей стране, так и в ближнем зарубежье. А то, что на документах о выделении грантов Фондом глобальных возможностей при МИД Великобритании имеется подпись сотрудника британского посольства, прикрывавшегося дипломатическим статусом для шпионской работы, вовсе не означает, что деньги российским организациям поступали от зарубежных спецслужб.
«Мы считаем, что комментарии представителей ФСБ и ряда СМИ подрывают взаимодействие между властью и гражданским обществом в России, а попытки политиков использовать «шпионский скандал» для дискредитации НПО, и особенно правозащитников, наносят ущерб обществу. Мы глубоко сожалеем, что подобные действия возможны сегодня, через 15 лет после падения советского режима в нашей стране. Эта провокация многим напомнила о системе доносов и клеветы в печально известные годы массовых репрессий в СССР», -- говорится в обращении правозащитников.
Людмила Алексеева подчеркнула, что обвинения в шпионаже не случайно появились сразу после публикации закона о неправительственных организациях. «Закон об НПО вызвал массу критики как в России, так и за рубежом. Его авторам не удалось никого убедить в том, что запретительные меры нужны и оправданны. Этот скандал призван показать, что за НПО нужен глаз да глаз со стороны правоохранительных органов и ФСБ. Закон об НПО все ставит с ног на голову. Если во всем мире общество контролирует государственные структуры, то у нас предлагается создать госструктуру, которая будет наблюдать за деятельностью общественных организаций», -- говорит г-жа Алексеева.
Впрочем, заявления о готовности уйти в подполье, звучавшие в первые дни скандала, скорее всего следует считать эмоциональными всплесками людей, обиженных заявлениями о «пахнущих деньгах». По словам главы Московской Хельсинкской группы, российские НПО, считающие, что спецслужбы и тиражировавшие заявления представителей ФСБ СМИ нарушили их права, намерены защищать их при помощи юридических механизмов, предусмотренных российским и международным правом. Отвечая на вопросы корреспондента «Времени новостей», г-жа Алексеева сообщила, что правозащитники пока не выработали единую стратегию защиты, однако возлагают большие надежды на досудебные формы урегулирования конфликта. В качестве компенсации за клевету они рассчитывают получить эфирное время для озвучивания своей позиции. А пока некоммерческие организации намерены обратиться в Палату по информационным спорам, а также в журналистский комитет по этике. Г-жа Алексеева также рассчитывает на поддержку и «твердую позицию» Общественной палаты, члены которой в отличие от депутатов Госдумы выступали против изменения законодательства, регламентирующего отношения государства и НПО.
Александр ГУДКОВ