|
|
N°13, 27 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Виртуальная идентичность
В Москве презентовали компьютерную 3D-реконструкцию Кремля
К 200-летию кремлевских музеев немецкая строительная фирма Knauf сделала им подарок: трехмерный компьютерный фильм -- путешествие по древнему Кремлю. Эпоха за эпохой, от XII столетия до XX, мы будем наблюдать, как преображался древний городской ансамбль, как деревянные постройки сменялись белокаменными, а те в свою очередь -- краснокирпичными. Панорамы с птичьего полета перемежаются перспективами кремлевских улиц и площадей. В ритме неспешных прогулок мы обойдем древние соборы, палаты, звонницы и дворцы. И если повезет, поймем наконец (как водится в России, с немецкой помощью), кто мы такие на самом деле есть. Выступавший на презентации фильма в Патриаршем дворце Кремля советник посольства ФРГ Вольфганг Бретт считает готовящийся фильм «вкладом в национальную идентичность России».
На самом деле слова слегка пугают навязчивой претензией на истинность. Подготавливаемый Дармштадтским технологическим университетом проект самим фактом своего появления обозначает важный этап в нашем общении с историей и узнавании в ней самих себя. Конечно, необходимо вслед за главным разработчиком проекта профессором Манфредом Кообом и консультантом, профессором Андреем Баталовым согласиться с великим научным значением виртуальной реконструкции. Мобилизованы все научные фонды и архивы Музеев Кремля, от лапидария (своеобразная «библиотека камней», хранилище раскопанных фрагментов исчезнувших кремлевских зданий) до фототеки. Создается уникальная по объему памяти информационная база. В Дармштадтский технологический университет прислано более трех тысяч документов, как вербальных, так и визуальных. Они компилируются в конкретные электронные имиджи. В конечном итоге перед глазами разворачивается архитектурная история, представленная более чем пятьюстами памятниками разных веков. Это незаменимый ресурс изучения краткого курса архитектуры России в ее элитной «кремлевской версии». Мягко плывущие перед глазами имиджи не виданных никем давно исчезнувших строений, конечно, будут стимулировать дискуссии о степени их точности, а стало быть, подвигать к новым исследованиям, к реконструкциям, знаниям еще более исчерпывающим.
Все так. Только каким-то неуловимым образом новый фильм узаконивает новые приоритеты восприятия пластики времени и пространства. Глаз с большей охотой осязает не подлинный предметный мир, заставляющий работать фантазию и воображение, а стерилизованные пикселями, вытертые до неразличимости фактуры и текстуры матрицы. Файлы-имиджи прибавляют многие знания, но отнимают чувство сопричастности, одушевленности, подлинности. Идентифицируемся мы с этой новой реальностью сейчас вовсю. Достаточно кинуть взгляд на изменившийся за последние годы облик российской столицы!
Сергей ХАЧАТУРОВ