|
|
N°12, 26 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спартакиада народов ЕврАзЭС
Россия закончила формирование сообщества лояльных ей государств
Внеочередной саммит Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), состоявшийся вчера в Санкт-Петербурге, был созван ради приема в организацию Узбекистана, хотя узбекский президент Ислам Каримов был необычно для себя лаконичен. Он объяснял резоны вступления своей страны в ЕврАзЭС заинтересованностью в реализации многосторонних экономических проектов и стремлением вовремя реагировать на «быстро меняющуюся ситуацию в регионе Центральной Азии и в мире». Вдаваться в подробности он не стал, поскольку говорил об этом еще в Ташкенте, улетая в Санкт-Петербург. Там Каримов напоминал об уроках андижанских событий, угрозе установления исламского халифата и государственного переворота в Узбекистане. Для наглядности он привел узбекскую поговорку «если останешься в одиночестве, тебя съест волк». Еще одна поговорка должна была пояснить ту степень близости, которая объединяет Узбекистан с соседями по региону, членами ЕврАзЭС, хотя пояснение оказалось достаточно двусмысленным: «У нас одинаковый базар и одинаковые могилы». Трудно сказать, насколько утешительным для таджиков, киргизов либо казахов покажется такое объяснение...
Тем не менее очевидно, что вступление Узбекистана в ЕврАзЭС поможет замкнуть евразийское пространство. Территория Узбекистана необходима для выстраивания единой транзитной территории союзников с востока на запад и с юга на север. И если унификация тарифной политики в рамках ЕврАзЭС увенчается успехом, то станет возможным создание не только таможенного, но и транспортного союза. Мало того, в ЕврАзЭС мечтают о создании интегрированного валютного рынка. Теперь все эти грандиозные планы во многом зависят от способности Узбекистана соответствовать возложенным на него ожиданиям. Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота рассказал "Времени новостей", что в результате его недавнего визита в Ташкент г-н Каримов обещал до конца этого года законодательно оформить присоединение более чем к 70 соглашениям, уже заключенным в рамках сообщества. А к 20 из них -- в ближайшие полгода. Среди этих документов соглашение о безвизовом перемещении граждан стран -- членов ЕврАзЭС. Это станет крайне важны шагом для Таджикистана и Киргизии, о чем там уже заявляют на официальном уровне.
Генсек ЕврАзЭС обратил внимание и на определенное повышение роли России в сообществе в результате вступления в него Узбекистана. Дело в том, что взнос России, а значит, и доля ее голосов при принятии решений останется прежним -- 40%, а для остальных участников эти доли понизятся. Казахстан, Белоруссия и Узбекистан будут иметь по 15%, а Киргизия и Таджикистан будут иметь по 7,5% голосов.
В этой связи многозначительно прозвучала фраза Ислама Каримова: «Никому не стоит забывать, что Узбекистан связан с Россией союзническими отношениями». Президент Узбекистана уже в который раз дал понять, что присоединение Ташкента к ЕврАзЭС определяется главным образом ведущей ролью в нем России. Это можно воспринимать и как косвенное объяснение того, почему Ташкент не спешит пока входить в Организацию Договора о коллективной безопасности СНГ: мол, безопасность Узбекистана достаточно гарантируется двухсторонним союзом с Россией.
Владимир Путин эту тему подхватывать не стал. Достаточно того, что он выдвинул инициативу создания в рамках сообщества международного центра по обогащению урановой руды и переработки отработанного ядерного топлива. Чуть позже глава «Росатома» Сергей Кириенко подробно комментировал это предложение как один из способов решения проблемы нераспространения ядерного оружия. Г-н Кириенко напомнил и про известное предложение по участию в работе такого центра, сделанное недавно Ирану: «Оно по-прежнему лежит на столе переговоров».
Сергей Кириенко поделился конкретными планами сотрудничества с Казахстаном и Узбекистаном по использованию мощностей бывшего советского Министерства среднего машиностроения -- атомного суперведомства СССР, части которого оказались разбросаны по постсоветским республикам. На вопрос «Времени новостей», станет ли «Росатом» реанимировать крупный таджикский комбинат по производству ядерного топлива в Худжанде, г-н Кириенко ответил, что в Санкт-Петербурге заинтересованность в этом проявил президент Таджикистана Эмоммали Рахмонов. «Мы изучим этот вопрос», -- сказал глава «Росатома».
Кроме того, в рамках вчерашнего саммита были подписаны два соглашения о сотрудничестве "Газпрома" с Узбекистаном в газовой сфере, а также российско-казахстанское заявление о сотрудничестве в атомной энергетике и протокол о внесении изменений в протокол от 6 июля 1998 года о разделе северного шельфа Каспия между двумя странами. Этим документом уточняются границы зон национальной юрисдикции на шельфе, что дает возможность юридически оформить освоение трех крупных нефтяных месторождений в этой зоне, поделенных между Россией и Казахстаном, -- «Курмангазы», Центрального и Хвалынского.
А начался вчерашний саммит с уже второй в этом году встречи Владимира Путина с Нурсултаном Назарбаевым. Как стало известно «Времени новостей», Путину был представлен будущий новый посол Казахстана в Москве Жансиит Тюмебаев, работавший до этого руководителем президентского протокола. Прежний посол Крымбек Кушебаев был назначен акимом Мангыстауской области Казахстана. Именно через центр этой области Актау, морской порт на Каспии, Казахстан вскоре присоединится к нефтепроводу Баку--Джейхан.
Помимо всего прочего саммит рассматривался как генеральная репетиция предстоящего в июле саммита "большой восьмерки". Он пройдет там же, в Стрельне, на берегу финского залива в Константиновском дворце. Поэтому интересно было наблюдать за тем, как главным именинником вчерашнего саммита стал не российский президент и даже не президент Узбекистана Ислам Каримов, а президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Формально у него для этого были все причины: в этом году Белоруссия председательствует в сообществе. Александр Лукашенко очень волновался, исполняя эту руководящую роль. Открывая заседание в широком составе, он заботливо предупредил всех участников, что «им необходимо отключить все телефоны, особенно мобильные». Это, по его словам, было сделано, чтобы не мешать трансляции заседания на пресс-центр, где работают журналисты. Последних это привело в неописуемый восторг, поскольку другими телефонами здесь уже давно не пользуются.
Еще раз Лукашенко обнаружил свой серьезный подход к работе и собственной персоне, когда, закончив выступление, снова попытался предоставить слово самому себе -- «президенту Бел...», но тут же поймал себя на полуслове и продолжил: «Президенту Казахстана». Затем снова взял слово, справился с волнением и приступил к изложению «своего видения перспектив ЕврАзЭС».
«Теперь нельзя отступать назад, -- сказал г-н Лукашенко, -- главной целью ЕврАзЭС должно стать создание Таможенного союза, если это не получится, то нечего нам и собираться». Лукашенко призвал все страны -- участницы организации уже к 1 июля нынешнего года согласовать до 80% таможенных тарифов. Как пояснил потом «Времени новостей» генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота, сейчас согласованно 68% тарифов на товары, ввозимые в государства сообщества из третьих стран.
Белорусский президент особо указал на необходимость избежать угрозы превращения сообщества в новое СНГ, где большинство принятых решений не исполняется. Для этого он предложил радикальные меры: принять в каждой стране законы о необходимости приоритетного исполнения решений, принятый в рамках ЕврАзЭС. Эту инициативу никто из его коллег-президентов комментировать не стал. Закончил Александр Лукашенко эффектно: «Давайте займемся земными вопросами», -- и предупредил, что представит отчет о решении этих земных вопросов на следующем саммите в Минске летом 2006 года.
Надо отдать должное "батьке", он вчера был в ударе. Лукашенко сыпал новыми идеями, как горохом из банки. «А давайте примем в рамках ЕврАзЭС программу «Здоровье» и давайте еще проведем Спартакиаду, мы в Белоруссии готовы принять ее у себя, а если еще наблюдатели подключатся...» Тут мысль Александра Лукашенко оборвалась, но было ясно: он рассчитывает, что Спартакиада скорее подтянет к ЕврАзЭС Армению, Украину и Молдавию, чем интерес к экономическому сотрудничеству.
По сведениям «Времени новостей», один из членов ЕврАзЭС Киргизия предлагает повысить ежегодную арендную плату за использование США территории Бишкекского аэропорта Манас для дислокации своей военно-воздушной базы с 2 до 207 млн долл. По расчетам Бишкека, это соответствует расценкам, по которым Америка платит арендную плату за свои базы на территориях других стран. Эти предложения Киргизии должны стать отправной точкой для начала новых переговоров об условиях расположения американской военной базы в этой стране. Как известно, власти только что принятого в ЕврАзЭС Узбекистана в прошлом году отказали США в использовании военной базы Ханабад.
Аркадий ДУБНОВ, Санкт-Петербург