Время новостей
     N°171, 19 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.09.2001
Край без хозяина
Чрезвычайное положение может стать не таким плохим выходом для Чечни
Антитеррористической операции в Чечне исполняется на днях два года. Указ о порядке проведения этой операции Борис Ельцин подписал 23 сентября 1999 г. За это время победоносная поначалу операция превратилась, по выражению лидера КПРФ Геннадия Зюганова, «в вязкую войну, в результате которой страдают все». Республика практически разрушена (за исключением северных районов), тысячи военнослужащих убиты или изувечены, сколько пострадало мирных чеченцев, вообще никто не считал, а террористы живы, здоровы и периодически нападают на хорошо охраняемые города.

Корреспонденту газеты «Время новостей» местные наблюдатели неоднократно говорили, что сегодня в Чечне нет хозяина. Точнее, там наблюдается настоящая чересполосица -- кусочек территории контролируют отряды Масхадова, кусочек -- Басаева, а кусочками -- российские военные, МВД, ФСБ. Военное руководство вот уже два года называет примерно одно и то же количество боевиков в вооруженных формированиях: 1--2 тысячи, хотя, по официальным сводкам, ежедневно в перестрелках их гибнет по 10--50 человек. То есть банды постоянно пополняются. «Все жители Чечни так или иначе поддерживают боевиков», -- сказал вчера лидер Чеченского антивоенного конгресса Саламбек Маигов. И не то чтобы все сочувствовали их идеям, но, во-первых, они все-таки свои, чеченцы. Кроме того, многих жителей республики боевики просто спасают от голодной смерти -- работы в Чечне никакой, пособий не платят, а семьи большие.

Так и живут: безработные чеченцы по ночам подрабатывают у боевиков, расставляя в чистом поле и на дорогах мины (школы и больницы не минируются). Правительство пытается что-то отстроить, хоть как-то наладить жизнь в республике. Военные, по словам того же г-на Маигова, открыли неплохой бизнес: «поставили лесопилки в горах и гонят в Москву ценные породы дерева -- дуб, бук, вишню». Кроме того, как жалуются все чеченцы, военные собирают мзду со всех проходящих и проезжающих через КПП. Чеченские политики, к примеру депутат Госдумы Асламбек Аслаханов, давно говорят о том, что и «зачистки» часто проводятся из меркантильных соображений: за всех задержанных требуют выкуп.

Взаимопонимание и сотрудничество между военным и гражданским руководством не складываются. Глава Чечни Ахмад Кадыров обвинил «силовые структуры, как федеральные, так и действующие в республике» в том, что они не «могут обеспечить безопасность людей». Комментируя вчера события в Гудермесе, он отметил, что в нападении участвовали люди, «подвергшиеся издевательствам во время пребывания в местах изоляции». «Обидно и больно, когда бандитам удается ввести в заблуждение и использовать людей, и вдвойне обидно, когда федеральные силы своими неуклюжими действиями их к этому подталкивают», -- отметил г-н Кадыров.

Однако, похоже, ни в Кремле, ни в Белом доме, ни на Арбатской площади никто не представляет себе, как выйти из создавшегося положения. Поскольку все призывы к мирным переговорам отвергаются ввиду отсутствия достойных партнеров, то, видимо, эта антитеррористическая операция так и будет тянуться, изредка прерываемая громкими терактами. Впрочем, в Чечне, скорее всего, будет введено чрезвычайное положение. И тогда все ограничения прав и свобод ее жителей -- например, возможность приехать в Грозный, не будучи в нем прописанным, -- обретут законное основание.

Наталья ГОРОДЕЦКАЯ