|
|
N°11, 25 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трактуют все
Дума намерена защитить Минфин от амбиций Федеральной налоговой службы
Депутаты намерены покончить с «многовластием» в налоговой сфере, когда налогоплательщик должен выполнять зачастую противоречащие друг другу пояснения Министерства финансов и Федеральной налоговой службы. На вчерашнем заседании налогового подкомитета по обсуждению поправок к закону об администрировании одобрена норма, обязывающая налоговиков беспрекословно исполнять все разъяснения Минфина.
Формально уже практически два года Федеральная налоговая служба находится в подчинении Министерства финансов. Однако отношения между двумя ведомствами не заладились сразу. Дело в том, что Налоговый кодекс обязывает и Минфин, и налоговиков работать с плательщиками: давать разъяснения, отвечать на запросы и комментировать сложные положения кодекса. Одновременно на вопросы граждан могут отвечать и региональные УФНС, а значит, на руках у налогоплательщика может оказаться сразу три разных ответа на один вопрос. За последний год вышло несколько официальных разъяснений Минфина, «украшенных» в конце припиской о том, что ФНС имеет другую точку зрения. Особенно часто это касалось сроков уплаты налогов. Подобная ситуация, когда федеральная служба, входящая в структуру министерства, фактически саботирует министерские решения, впрочем, довольно распространена в других ведомствах -- достаточно вспомнить конфликт в Министерстве культуры.
В августе прошлого года Минфин и ФНС, казалось, решили помириться. Для урегулирования споров между министерством и федеральной службой создали комиссию по взаимодействию под руководством заместителя министра финансов Сергея Шаталова. Однако во взаимоотношениях ведомств с тех пор мало что изменилось. Минфин, заваленный запросами плательщиков, по большому счету не возражает против того, чтобы своими вопросами и жалобами граждане осложняли жизнь налоговикам. И сложившаяся ситуация неудобна прежде всего самим плательщикам: в налоговых отношениях с государством каждый хочет иметь максимальную ясность касательно своих обязанностей. Депутаты решили исправить эту ситуацию радикально, дополнив Налоговый кодекс, казалось бы, очевидным пунктом о том, что Минфин имеет безусловный приоритет в толковании и разъяснении положений кодекса.
Тем не менее, по мнению многих экспертов, налогоплательщиков это вряд ли спасет от неразберихи в толкованиях Налогового кодекса. Ведь сама конструкция налоговых взаимоотношений граждан с государством такова, что чисто технически многие положения регулируются не законами, а подзаконными актами, то есть приказами министра финансов и главы Федеральной налоговой службы.
Ирина СКЛЯРОВА