|
|
N°11, 25 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Я лучше почитаю газеты"
Бывшему замглавы Госкомрыболовства не дали объяснить суть его дела
Тверской райсуд Москвы вчера приступил к разбирательству уголовного дела в отношении бывшего зампредседателя ныне уже упраздненного Госкомрыболовства Александра Тугушева, обвиняемого в получении взятки и мошенничестве. Вместе с ним на скамью подсудимых попали его помощник Владимир Чекунов и их предполагаемые сообщники -- гендиректор ФГУП «Дорожная инфраструктура и сервис» Андрей Лысков и экс-руководитель управления непроизводственной сферы Минимущества РФ Ленар Зинатулин. Всем им вменяется присвоение 3,7 млн долл., полученных в качестве взятки за выделение одной из дальневосточных рыбодобывающих компаний квот на вылов биоресурсов.
Начался процесс с того, что судья Елена Сташина отказалась удовлетворить все ходатайства защиты, оставив обвиняемых под стражей. Суд также не стал изменять статус совладельца компании ООО «Полукс» Сергея Александрова, признанного следствием потерпевшим по делу, несмотря на то, что адвокаты утверждали, что «г-н Александров заявил о вымогательстве взятки уже после того, как начались оперативно-следственные мероприятия в отношении Тугушева и других подзащитных». Председательствующая заметила, что «этот вопрос находится не в компетенции суда, поэтому суд не вправе лишать Александрова статуса потерпевшего и переводить его в разряд свидетелей».
Затем прокурор Артем Садовников зачитал обвинительное заключение. Из него следовало, что «в сентябре 2003 года Тугушев вступил в преступный сговор с Чекуновым, Лысковым и Зинатулиным». Им стало известно, что компания «Полукс» нуждалась в выдаче квот на вылов рыбы Дальневосточного бассейна, и они решили получить деньги в обмен на обещание выдать 5-летнюю квоту вместо 3-летней на вылов биоресурсов общим объемом 50 тыс. тонн. «Подсудимые знали, что не смогут выполнить это обещание, но деньги тем не менее присвоили, -- сообщил прокурор. -- Правда, в начале 2004 года компания «Полукс» получила разрешение на вылов, только не обещанных 50 тыс. тонн, а 7 тыс. тонн биоресурсов», -- зачитал представитель обвинения. По версии следствия, деньги чиновникам были переданы частями с октября по декабрь 2003 года. «Сначала в октябре Зинатулин получил наличными 300 тыс. долл. Затем в начале декабря на счет латвийской компании рижского банка из рыболовецкой компании Южной Кореи поступило 1,5 млн долл. Следствие установило, что реквизиты данного банка, через который проходил этот транш, пострадавшему передал тот же Зинатулин. А в конце декабря уже в Москве Александров передал оставшиеся 1,9 млн долл. наличными в руки Зинатулину и Лыскову». Таким образом, следствие квалифицировало действия обвиняемых по ст. 159-4 (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере), 33 и 291-1 УК РФ (покушение на дачу взятки).
На традиционный вопрос судьи, признают ли они свою вину, Тугушев и Лысков коротко заявили «нет». Когда же дело дошло до Зинатулина, он не просто сообщил о своей невиновности, а продолжил: «Ваша честь, гособвинитель врет. Я не знаю, что происходит и почему я нахожусь за решеткой». В ответ судья сделала ему замечание «за оскорбление участников процесса» и пообещала в следующий раз его удалить. В этой словесной перепалке судья забыла спросить у четвертого подсудимого, признает ли тот свою вину, и приступила к допросу потерпевшего. На что защитники с возмущением потребовали «соблюдения правил». Судья признала, что «произошло недоразумение», и задала вопрос о признании вины Чекунову, который ответил отказом.
После этого судья снова было попыталась начать допрос потерпевшего, но Тугушев неожиданно выступил с новым ходатайством: «Я не согласен, что Александров должен допрашиваться первым, так как это должен сделать я. Уже 142 дня, как я нахожусь за решеткой, и совершенно не понимаю, за что меня тут держат. Несмотря на то, что сторона обвинения относится к подследственным предвзято, так как заранее уверена в нашей виновности, я хочу всем объяснить, и суду, и гособвинителю, и корреспондентам, откуда, собственно говоря, произошло это уголовное дело. А поскольку дело все-таки связано с экономической стороной вопроса, я хочу внести ясность». Но судья снова отказала в связи с тем, что Александров в среду должен лечь на лечение в больницу и «суд считает, что сначала будет допрошен он».
«Выпустите меня! Я отказываюсь от участия в этом процессе! -- крикнул тогда Зинатулин, дергая за решетку. -- Мое присутствие здесь совершенно не нужно. Уже и так понятно, что наши судьбы решены заранее. О ходе процесса и приговоре я лучше почитаю в газетах».
Сегодня суд планирует продолжить допрос г-на Александрова. «Скорее всего на это уйдет целый день, и у стороны обвинения, и у защиты, я уверена, много вопросов», -- сказала судья.
Екатерина КАРАЧЕВА