|
|
N°170, 18 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто построит истребитель
В Комсомольске готовятся к исполнению контракта на 8 млрд долларов
Авиационное производственное объединение им. Гагарина (КнААПО) в Комсомольске-на-Амуре готовится к выпуску фронтового истребителя пятого поколения. В конце недели на предприятии завершила работу научная конференция «Стратегия научно-технического развития КнААПО и пути создания самолета пятого поколения». Традиционно на этом мероприятии, которое проводится раз в два года, определяются основные направления в перевооружении авиации.
Сегодня объединение серийно выпускает боевые машины Су-27 и Су-30ММК, а также отдельные экземпляры других типов истребителей семейства «Сухого». По словам технического директора -- главного инженера Авиационного объединения им. Гагарина Александра Пекарша, в свое время завод вытянул счастливый билет, перейдя в середине 80-х на выпуск самолетов семейства СУ. Благодаря этому сегодня предприятие загружено иностранными военными заказами. В течение ближайших полутора лет заводу необходимо отгрузить КНР 30 боевых истребителей СУ, далее на подходе контракт с Индией. Как раз получаемая прибыль и позволяет тратить деньги на реализацию амбициозных проектов. А главный из них -- фронтовой истребитель пятого поколения. По прикидкам участников совещания, это легкий истребитель, способный выполнять задачу в радиусе 300 км за линией боевого соприкосновения. По некоторым оценкам, для создания такого самолета необходимо вложить полтора млрд долларов в опытно-конструкторские разработки и еще порядка 300 млн долл. направить на организацию серийного производства. Эти суммы будут изыскивать сами ОКБ с авиационными заводами за счет имеющихся военных заказов.
Как подтвердили участвующие в конференции представители ОКБ «Сухой», РСК «МиГ» и «Росавиакосмоса», КнААПО -- единственный в России завод, способный решить задачу создания такого истребителя. Однако и ему для этого необходимо произвести модернизацию 80 имеющихся цехов. Теоретически завод может и сегодня выпускать новые истребители, но только теоретически. Самолеты будущего будут гораздо сложнее в техническом исполнении, и качество работ потребуется абсолютно иное, нежели сегодня. На заводе большая часть оборудования морально устарела, доля станков с лазерным компонентом ничтожно мала, а потому процент брака деталей местами доходит до 60%, и детали приходится доводить до нужной кондиции при помощи ручной доработки. «Последствия для самолета пятого поколения от такой доработки напильником могут быть непредсказуемы, а потому при работе над выпуском самолета будущего процесс должен быть в основном автоматическим», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» Александр Пекарш. По его мнению, для исправления ситуации у КнААПО есть пять-шесть лет. И для того чтобы поставить самолет на крыло к 2010 году, переоборудование надо было начинать вчера.
Тем более что в США уже фактически готов истребитель F-22, завершаются его летные испытания, в Европе через два-три года начнется серийное производство самолетов пятого поколения «Еврофайтер» и «Мираж-2000-5». К 2010 году нашими тяжелыми истребителями типа СУ-27 и СУ-30 рынок будет насыщен, и необходимо будет предлагать что-то новое. На конференции в который раз было предложено объединить усилия, в том числе и финансовые, всех заинтересованных сторон -- от ОКБ до завода. «Спешить нам просто необходимо, так как сегодня проект создания нового самолета находится на стадии аванпроекта, а реально что-то взлететь должно к 2010 году», -- заявил начальника отдела военной техники «Росавиакосмоса» Владимир Ващенко. Задача, как отмечалось на конференции, тоже давно определена -- это выведение нового самолета на конкурентный уровень по суммарной боевой эффективности. Российские самолеты сегодня проигрывают зарубежным аналогам по «интеллекту борта» (противодействие, РЛС, высокоточное вооружение).
Реально же борьба идет за очень большие деньги. К 2010 году ВВС начнут закупать новые самолеты. По оценкам участников совещания, российским ВВС понадобится примерно 420 штук новых истребителей. То есть только российский бюджет должен будет потратить на эти цели более 8 млрд долларов. Плюс к этому чуть позже начнут обновление авиапарка наши традиционные потребители.
В общем, за эти деньги авиастроителям стоит побороться. Основных конкурентов двое -- это ВПК «Сухой», продавший за десять лет 187 самолетов СУ, и корпорация «МиГ», продавшая за это же время 230 машин. У «миговцев» есть проект создания новой машины на базе своего МиГ-29, и на конференции они заявили, что готовы выделить на разработку машины будущего миллиард долларов. «Для нас это не составит проблем, так как на рынке появился устойчивый спрос на наши МиГи, и особенно на МиГ-29 СМТ, -- говорит заместитель генерального конструктора РСК «МиГ» Андрей Карасев, -- недавно мы подписали контракт на ремонт машин с Сирией и поставку истребителей семейства МиГ на Бирму (Мьянма), так что деньги будут».
Оставшуюся сумму необходимо будет найти всем остальным, а пока борьба за будущие миллиарды продолжается. Авиационный завод в Комсомольске меняет свой облик. Вне зависимости от того, кто будет генеральным подрядчиком проекта нового истребителя, КнААПО в ближайшем будущем сможет рассчитывать на серийное производство самолетов нового типа и на получение сверхприбыльных контрактов. Даже если предприятию придется отказаться от традиционной дружбы с «Сухим» и перепрофилироваться с выпуска самолетов семейства СУ на МиГи.
Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск