|
|
N°10, 24 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Падение железного кинозанавеса
«Зита и Гита», «Танцор диско» и «Бродяга» получили пакистанскую визу
Вездесущее индийское кино, хорошо известное зрителям практически всех стран и континентов, преодолело последнюю преграду. Теперь фильмы, снятые в Болливуде (так в обиходе называют индийские кинофабрики, расположенные в основном в Бомбее), можно открыто показывать в Пакистане. До последнего времени Исламабад официально запрещал демонстрацию картин, сделанных «на вражеской территории».
Табу на болливудское кино было введено в 1965 году, после очередного индо-пакистанского военного конфликта, и действовало в течение сорока с лишним лет. Однако официальный запрет, судя по всему, так и не смог отбить у пакистанцев любовь к индийским фильмам. Следует учесть и то, что снятые в Бомбее картины в отличие от голливудских не требовали ни дубляжа, ни субтитров: хинди, один из официальных языков Индии, и урду, на котором говорят большинство пакистанцев, настолько близки, что их можно считать диалектами. И как и следовало ожидать, за железным кинозанавесом вот уже четыре десятка лет успешно работает огромный черный кинорынок, где можно без труда приобрести любой болливудский фильм.
В 2000-х годах сложилась совершенно парадоксальная ситуация: после падения фундаменталистского мусульманского режима, установленного в Кабуле «Талибаном», индийское кино было легализовано даже на территории Афганистана. При талибах это «греховное» зрелище наряду с музыкой находилось под цензурным запретом. При этом в куда более светском соседнем Пакистане продукция Болливуда, тайком продававшаяся на каждом углу, считалась нелегальной. Более того, в некоторых отдаленных районах страны, где власти поддерживали исламистов-радикалов, кассеты и компакт-диски с «непристойными» индийскими фильмами публично сжигались на кострах, дабы усовестить киноманов-греховодников.
Лед тронулся, когда отношения между Дели и Исламабадом стали понемногу теплеть. Летом 2004 года некогда потенциальные противники даже создали особую межгосударственную комиссию по двусторонним связям в области культуры. И снятие пакистанского запрета на индийские фильмы (наряду с прочими мелочами, как то, к примеру, визовый режим между этими странами и облегчение положения заключенных) стало основным предметом переговоров. Впрочем, это действительно является вопросом высокой государственной важности, ведь, как сообщает лондонская «Гардиан», сам генерал Первез Мушарраф, нынешний президент Пакистана, является поклонником болливудских фильмов.
Теперь, когда кино из Индии стало законным зрелищем, многим пакистанцам, зарабатывавшим на подпольном кинопрокате, придется потуже затянуть пояса. Всем прочим, наоборот, удастся сэкономить, поскольку им не нужно будет переплачивать за любимое развлечение дельцам с черного рынка. Более того, пакистанцы надеются, что отсутствие железного кинозанавеса поспособствует развитию местной кинопромышленности. «Гардиан» цитирует президента Пакистанской ассоциации кинопродюсеров Саида Ризви: «Мы так долго этого ждали. После этого решения будущее нашей индустрии выглядит светлым».
Михаил МАНСКОЙ