|
|
N°10, 24 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большая стирка
Первую российскую особую экономическую зону открыли в чистом поле
Оказывается, заявления чиновников о том, что «особые экономические зоны будут создаваться в чистом поле», надо воспринимать буквально. Вчера глава Федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрий Жданов и глава администрации Липецкой области Олег Королев, стоя на ковре посреди огромного заснеженного поля, закладывали капсулу с письмом потомкам под первый камень будущей зоны «Казинка». Макет, построенный в здании администрации, уверял: «Через четыре года здесь будет город-сад».
На территории в 1000 гектаров должны разместиться цеха более 50 резидентов, по расчетам администрации, они принесут с собой 21,5 млрд руб. инвестиций за десять лет. Как пояснил г-н Королев, смешное слово «Казинка» имеет целых два глубоких смысла: во-первых, это значит «казистый», т.е. антипод «неказистого», а во-вторых, «Казинка», по его мнению, происходит от слова «казенный», т.е. «государственный».
Следует напомнить, что ОЭЗ -- это особый налоговый и таможенный режимы, призванные облегчить развитие высоких технологий. «Казинка» -- зона промышленно-производственного типа, т.е. на этом конкретном чистом поле должны вырасти цеха заводов, производящих продукцию глубокой переработки. Один стратегический инвестор у липецких властей уже есть. На территории области стоят заводы бытовой техники итальянской компании "Мерлони электродеместичи" (торговые марки «Индезит» и "Аристон"). Вчера было официально объявлено, что итальянская компания станет главным, но не единственным резидентом зоны. «У нас уже есть шесть потенциальных инвесторов, -- заявил г-н Королев. -- Просто не буду их называть, чтобы не помешать переговорам».
Московских чиновников возили на заводы «Мерлони», чтобы показать успешный пример международного сотрудничества. Правда, осталось не совсем понятным, зачем компании, уже получающей прибыль на российском рынке, предоставлять дополнительные льготы. Как пояснил г-н Жданов, основная идея -- перейти на массовый выпуск комплектующих для холодильников и стиральных машин непосредственно в России. Сейчас их доля составляет порядка 15%, остальное завозится из-за рубежа. В результате создания особой зоны доля отечественных компонентов должна вырасти до 70%. «Нам нужно полноценное производство, а не отверточная сборка», -- заявил г-н Жданов.
Впрочем, статус резидента зоны хотят получить даже самые крупные мировые компании. Корпорация "Боинг" претендует на получение этого статуса в технико-внедренческой зоне в подмосковной Дубне для создания центра по разработке самолетов нового поколения. А германский автогигант "Фольксваген", потерпевший неудачу при попытке создать производство в Ступине, в режиме ОЭЗ пока переговоры приостановил. Неизвестно правда, собирается ли он выставлять новую заявку в этом году.
Однако, убежден г-н Жданов, "Фольксвагену" не надо ждать будущего конкурса. «Мы готовы обсуждать их кандидатуру в качестве резидента зоны в Елабуге или Липецке», -- заявил чиновник, уточнив, что подразумевает только производство автокомпонентов. Саму сборку машин немцы могут организовать в Ступине, пользуясь льготами, предоставляемыми постановлением правительства №166 «О промышленной сборке».
Уже в апреле главе Федерального агентства по зонам предстоит отчитываться перед правительством о том, насколько успешными оказались первые шаги по их созданию. Вряд ли за это время на поле между Липецком и городком Грязи что-то кардинально изменится. Разве что снег растает. Хотя, поделился опытом липецкий губернатор, за 11 месяцев свалка мусора уже превратилась в завод, а заросший бурьяном пустырь -- в крупный логистический центр.
Вера СИТНИНА, Липецк