|
|
N°10, 24 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Условная свобода редактора
Обвинявшуюся в вымогательстве журналистку решили вернуть обществу
Тверской суд Москвы вчера огласил приговор шеф-редактору интернет-сайта Досье.ру Юлии Пелеховой, обвинявшейся в вымогательстве с одной из фирм 100 тыс. долл. за прекращение своего журналистского расследования. В прошлом году суд уже приговорил г-жу Пелехову к семи годам колонии. Это решение она оспорила, и вчера редактора снова признали виновной. При этом срок наказания суд ей увеличил до семи с половиной лет, зато разрешил отбывать его условно -- без изоляции от общества. В связи с этим г-жа Пелехова была освобождена из-под стражи прямо в зале суда.
Шеф-редактор интернет-сайта Досье.ру 41-летняя Юлия Пелехова была арестована сотрудниками столичного УБЭП в январе 2004 года в одном из московских ресторанов при получении денег, которые она якобы вымогала у предпринимательницы Оксаны Токаревой за прекращение в отношении нее журналистского расследования. Токарева и Пелехова были знакомы с 2001 года, они дружили и часто помогали друг другу. Так продолжалось до конца 2003 года, когда между ними произошел конфликт. На предварительном следствии потерпевшая Токарева показала, что журналистка стала «собирать на нее негативную информацию», а потом потребовала заплатить ей 150 тыс. долл. за прекращение расследования, а иначе грозилась опубликовать полученные ей документы в СМИ и передать их потом в правоохранительные органы. Г-жа Пелехова утверждала, что у нее в руках оказался договор фирмы «Авто-импорт Дилижанс», гендиректором которого была Токарева, на поставку автомобилей на Южный Сахалин. Таким образом, по мнению журналистки, происходило отмывание денежных средств со стороны коррумпированных властей Республики Саха (Якутия), что может быть квалифицировано как незаконное предпринимательство и мошенничество. При этом сама предпринимательница утверждала, что ее подпись на этих документах подделана и никакого участия в заключении данных контрактов она не принимала. Далее из рассказов потерпевшей следовало, что после выставленного ей ультиматума она сама боялась ходить на встречи с Пелеховой и выполнение этой миссии взяли на себя ее помощницы Маргарита Петрова и Анна Чугунская, которым удалось снизить сумму до 100 тыс. долл., и они заключили с шеф-редактором Досье.ру договор «об информационном сотрудничестве». Пелехова же не усматривала в этом соглашении никакого криминала, ссылаясь при этом на устав Досье.ру, в перечень деятельности которого входило оказание информационных услуг. Кроме того, подсудимая утверждала, что все доказательства ее вины были сфабрикованы потерпевшей, чтобы помешать ей проводить журналистское расследование.
В конце августа 2004 года Тверской суд признал Пелехову виновной в вымогательстве и приговорил к семи годам колонии. Но в ноябре того же года Мосгорсуд отменил приговор и отправил дело на новое рассмотрение. По словам адвоката Пелеховой Александра Товта, основанием к отмене послужил тот факт, что суд первой инстанции нарушил права подсудимой и слишком мало внимания уделил доказательствам защиты.
Но и в новом приговоре председательствующий судейской тройки Алексей Шиханов указал, что аргументы защиты суд считает «надуманными и необоснованными». В частности, это касалось показаний свидетеля Юрия Антохина, бывшего сотрудника УБЭП, который утверждал, что Пелехова не совершала вымогательства, а, наоборот, честно выполняла свой долг журналиста. Не так давно, правда, свидетель сам был приговорен Кунцевским райсудом к девяти годам лишения свободы по другому делу, потерпевшей по которому, кстати, проходила та же Оксана Токарева.
Признав вину Пелеховой вновь доказанной, суд тем не менее счел возможным назначить условное наказание с испытательным сроком в пять лет. Но отсидевшая два года в СИЗО и освобожденная вчера прямо в зале суда г-жа Пелехова решением суда осталась недовольна. «Условное наказание было назначено с тем, чтобы заткнуть мне рот и не дать мне писать», -- заявила она. Кроме того, она высказала твердое намерение обжаловать приговор, а в ближайшем будущем планирует написать книгу о своем деле, о том, «как оборотни в погонах расправляются с журналистами», и о том, как «прогнило наше правосудие».
Екатерина БУТОРИНА