|
|
N°11, 25 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Апология двуличия
Почтенный альманах «Пинакотека» свой сдвоенный 20--21-й номер посвятил взаимоотношениям изобразительного искусства России и Польши. В предуведомлении главного редактора Наталии Сиповской российско-польский диалог на протяжении веков определяется принципом «не дружба, но тяжба»: борьбой идеологических императивов, названной «свойством культуры славянского мира, в котором Польша и Россия расположены на крайнем западном и самом восточном полюсах». При такой «категорической» постановке вопроса читатель вроде бы вправе ожидать энергичных, острых, полемичных текстов. Ан нет. «Пинакотека» остается верна своему читателю -- знатоку музейных редкостей, завсегдатаю тихих и уютных библиотек и архивов. Самое интересное в номере -- возможность смакования всяческих чудесных штуковинок (а «штука» по-польски «искусство»), которые щедро сыплются с каждой страницы двухсотстраничного альманаха, дополненные красивыми и редкими репродукциями. Начинается все с преизобильного в деталях описания свадьбы Лжедмитрия и Марины Мнишек, сделанного профессором Аллой Ароновой. Заканчивается богато иллюстрированным путешествием в усадьбу Новая Вилла (по-польски Вилянов), где хранится прекрасная коллекция первого польского искусствоведа Станислава Костки Потоцкого. Перелистывать и разглядывать альманах -- удовольствие. Обзор искусства польского соседствует с публикациями о коллекционерах прошлого. В «золотую середину» номера вписались статьи польских исследователей о работах не поделенного между нашими странами очень модного и очень дорогого теперь академика второй половины XIX века Генриха Семирадского. Большой и интересный коллаж цитат Ильи Репина о нем и признанном польском мэтре исторической картины Яне Матейко подобрал профессор Андрей Толстой. Архитектурную часть украсили публикации российских и польских исследователей о работавшем в обеих странах во второй половине XVIII века итальянце Винченцо Бренна, об архитекторах эклектики и неоклассицизма рубежа XIX--XX веков, о польском дизайнере эпохи модерн Станиславе Выспяньском, об архитектурной графике с мотивами древнерусских городов Станислава Ноаковского. Отдельной новеллой стала архивная публикация Анны Корндорф о насильственном «перемещении культурных ценностей» -- фондов первой публичной варшавской библиотеки братьев Залуских -- доблестным Суворовым в Петербург и проектах строительства для нее отдельного павильона при Аничковском дворце.
Стиль большинства статей обстоятельный, респектабельный, академический. Даже в статьях по современному искусству специалисты выступают скорее «юзерами» известных культурных клише, намеренно стирая авторские интонации и представляя процесс в комфортной раме проверенных цитат проверенных авторов (так, например, в статье Ирины Адельгейм о фото в современной польской книге идеологическая, концептуальная часть «передоверена» Сьюзан Зонтаг, Барту и Бодрийару). В целом номер прекрасно вписывается в узнаваемый формат знаточеского издания. Как и любой другой, этот формат небезупречен. Мне, например, не хватает того смыслового каркаса из нескольких ударных материалов, которые бы поддерживали в читателе азарт и напряжение, представляли бы диалог культур таким, какой обещался во вступлении, -- звенящим, разнополярным и страстным.
«Пинакотека» вышла в формате «два в одном», а журнал «Артхроника» свой последний сдвоенный номер за прошлый год предъявила в двух лицах. То есть с двумя разными обложками и различием в содержании. Такая двуличность уникальна для российского издательского дела и свидетельствует об отваге и драйве издателей Шалвы Бреуса и Евгения Зяблова. Главный редактор «Артхроники» Николай Молок «двуличие» объясняет так: «Не во всем аудитория нашего журнала совпадает в своих приоритетах. Мы постарались учесть это и предлагаем два варианта одного журнала: фокус antique и фокус contemporary. Antique больше обращен к старому искусству и к ситуации на антикварном рынке. Contemporary -- к актуальным художественным тенденциям. Соответственно корректируются и места распространения обоих фокусов: первый -- в аукционных домах и антикварных галереях, второй -- в галереях современного искусства, на артфорумах».
Новый формат доказывает, что из российских журналов «Артхроника» самый чуткий на сегодняшний день барометр мирового артпроцесса. Бережно относится ко всему, не пропускает ничего. В «антикварном» варианте топовой темой стала только что созданная Национальная организация экспертов -- независимая организация в области искусства, куда входят крупнейшие специалисты музеев, исследовательских институтов и реставрационных мастерских. Практически все они (Андрей Сарабьянов, Наталья Автономова, Виктория Маркова, Галина Чурак) высказываются на страницах «Артхроники» по поводу ужасающего хаоса на российском антикварном рынке, его криминализации. Все считают, что новая организация призвана регулировать ситуацию на артрынке и как консультативный орган при исполнительной власти, и как инициатор профессиональных дискуссий, учебных программ. Самым интересным материалом оказалась статья сотрудника ГТГ Владимира Петрова о методе «перелицовки» старых картин со множеством иллюстраций-примеров. В «современном» фокусе вместо организации экспертов оказываются многочисленные российские артфорумы, проходившие летом на Волге, в Крыму, на Кавказе, а также креативные герои contemporary art -- в частности, звезда феминистского искусства Елена Ковылина и гуру московского концептуализма Андрей Монастырский. В обоих форматах присутствуют специальные репортажи с крупнейших мировых выставок («Россия!» в Нью-Йорке, «Европалия»), ярмарок современного искусства, обзор книжных новинок. Украшением номеров стали эссе Михаила Аленова о метаморфозах понятия «Россия» в самосознании людей XX столетия, большая публикация Григория Козлова о судебном процессе по делу о наследстве Марка Ротко, рецензия Ольги Медведковой на выставку русского искусства в парижском музее д'Орсэ.
Жанр «барометр артпроцесса» тоже, конечно, небезупречен. Подчас аналитический уровень статей не дотягивает до подлинной значимости артсобытия, иногда ритм начинает лихорадить (особенно в разделе «Новости», «Интервью»), иногда он слегка пробуксовывает (в «антикварном» номере -- в разделе «Гильдия экспертов»). Однако пальму первенства в своем жанре «Артхроника» держит. Как «Пинакотека» -- в своем.
Сергей ХАЧАТУРОВ