|
|
N°9, 23 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Родители на грани нервного срыва
Издавна принято считать, что дети -- это счастье для родителей. Например, французский литературный критик XIX века Сент-Бев говорил: «Если к сорока годам комната человека не наполняется детскими голосами, то она наполняется кошмарами». Но в недавно опубликованной работе американских ученых содержатся прямо противоположные выводы.
Это исследование выполнено учеными из Университета Флориды под руководством адъюнкт-профессора социологии Робин Саймон. Результаты своей работы они опубликовали в «Журнале здоровья и социального поведения». Саймон и ее коллеги использовали данные так называемого Национального опроса семей (National Survey of Families and Households) -- масштабного демографического и социологического опроса 13 017 человек, проводившегося в США с 1987 по 1988 и с 1992 по 1994 год. Результаты анкетирования содержали самые разнообразные сведения, от финансово-экономического положения человека до количества часов, которые респондент проводит в кругу семьи.
Ученые пытались обнаружить возможную связь между тем, есть ли у человека дети, и подверженностью депрессии. Так, анкетируемых спрашивали, чувствуют ли они себя одинокими, ощущают ли депрессию, неуверенность в будущем, как часто возникают у них подобные ощущения. После сравнения ответов выяснилось, что родители страдают от депрессии гораздо больше по сравнению с бездетными людьми. Причем такая подверженность депрессии сохраняется даже тогда, когда дети становятся взрослыми. Иными словами, наличие у человека детей вредит его психическому здоровью.
«Самым поразительным в полученных нами данных является то, что не нашлось такого родителя, которого депрессия мучила бы в меньшей степени, чем бездетного человека, -- рассказывает Саймон. -- И мы считаем, что устоявшаяся точка зрения, будто бы дети являются ключом к личному развитию на протяжении всей жизни и счастью, а без ребенка жизнь пуста и бессмысленна, не соответствует действительности. Наше исследование доказывает это окончательно». По словам Саймон: «Статус родителя приносит свои плоды, но заботы и ответственность за другого человека, похоже, перевешивают выгоды и не исчезают по мере того, как дети вырастают». Наиболее же страдают от депрессий, если принять на веру результаты исследования, родители, чьи дети еще не достигли восемнадцати лет.
Другим важным результатом своего исследования Саймон считает то, что, по ее данным, связь между наличием детей и подверженностью депрессии у мужчин и женщин одинакова. Ранее считалось, что эмоциональное восприятие родительского статуса у разных полов различается.
Однако ряд специалистов подвергают сомнению методику и результаты работы флоридских социологов. Директор Национального института семьи и воспитания Клем Хенриксон прокомментировал публикацию так: «Данное исследование игнорирует положительные стороны воспитания детей». «Неправильно приравнивать наличие ребенка к депрессии, -- удивляется Хенриксон. -- В то время как с рождением малыша появляется совершенно новый уровень ответственности, в этом есть очевидный смысл и удовольствие от исполнения родительского долга. Большинство родителей согласятся, что воспитание следующего поколения обогащает жизнь».
Есть претензии и к интерпретации полученных результатов. Социологи пытаются установить корреляцию между наличием детей и депрессией, однако это еще не может быть доказательством причинно-следственной связи. Если же, как утверждает Саймон, у родителя уровень депрессии выше, чем у бездетного человека, то из этого скорее следует, что дети не могут служить лекарством от имеющейся депрессии, а не то, что они ее вызывают.
Максим РУССО