|
|
N°9, 23 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отказаться от эгоизма
Россия изложила «большой восьмерке» план глобальной энергобезопасности
Россия, вступившая 1 января в права председателя "большой восьмерки", в конце минувшей недели презентовала свои планы партнерам по клубу и более широкой общественности. На официальном интернет-сайте российского председательства появилось обращение Владимира Путина, в котором он заявил, что Россия видит свою задачу "в придании нового импульса работе по поиску решений важнейших международных проблем в таких областях, как энергетика, образование и здравоохранение".
Интернет-сайт также предлагает посетителям информацию о том, в чем суть этих трех проблем, как они решались "восьмеркой" раньше и каков собственный взгляд России на них. В четверг в закрытом режиме спецпредставитель Владимира Путина по связям с "восьмеркой " Игорь Шувалов представил своим семи коллегам проекты документов, которые Кремль предлагает принять на июльском саммите в Санкт-Петербурге, в том числе и самые главные -- заявление и план действий "Глобальная энергетическая безопасность". Дальнейшая судьба этих документов такова: прежде чем главы государств примут их на саммите в Петербурге, каждая страна постарается вычеркнуть неприемлемые для себя положения и лоббировать включение собственных идей.
По мнению иностранного чиновника, ознакомившегося с этими документами, их главное достоинство -- честный анализ проблем, накопившихся в глобальной энергетике. Однако в применении к "восьмерке" это достоинство превращается в недостаток: интересы стран клуба противоречат друг другу, не согласуются их подходы к возможностям регулирования рынков, понимание роли государств и частного сектора.
Таким образом, на первых порах, похоже, что правы оказались те эксперты, которые указывали: избрав энергобезопасность темой своего председательства в "восьмерке", Россия вступила на "минное поле".
Раздел "Позиция и роль России" на сайте председательства декларирует: "Россия может сыграть роль связующего звена между поставщиками и потребителями углеводородного сырья, способного учитывать мнения всех заинтересованных сторон, содействовать поиску баланса интересов участников глобального энергетического взаимодействия". И обладая подобным ресурсом посредника, российские власти предлагают "восьмерке" выработать общую стратегию действий, которая предусматривала бы меры, "направленные на обеспечение стабильности международных рынков энергоносителей, наращивание инвестиций в основные звенья мировой энергетики, развитие альтернативной энергетики, повышение уровня энергосбережения и энергоэффективности, а также для решения проблемы всеобщего доступа к современным энергетическим услугам".
Факторы, из которых складывается нестабильность на мировых рынках, хорошо известны. Это высокий темп роста энергопотребления, недостаток информации о запасах углеводородов, военные и политические конфликты в регионах добычи, диспропорции в развитии разных секторов топливно-энергетического комплекса. Стремительное развитие рынка фьючерсных контрактов усилило нестабильность, добавив к общей картине фактор финансовых спекуляций.
Все это отражено в российских наработках. И базой для решения общих проблем, согласно проекту, Россия предлагает идеологему о том, что общая энергетическая судьба жителей планеты подразумевает общую ответственность, общие риски и общие же выгоды. "Энергетический эгоизм не окупается" -- такой, по словам источника "Времени новостей", лозунг лежит в основе российских предложений. "Звучит красиво, но я с трудом представляю, что лидеры государств подпишутся под тем, что на практике вытекает из этого", -- продолжает собеседник газеты. Он тут же приводит одно из положений, под которым странно выглядела бы и подпись Владимира Путина. "Нам предлагается признать, что разногласия по вопросам транзита не должны ни в коем случае приводить к сокращению или прекращению поставок, -- говорит наш собеседник. -- Но разве не Россия подвергла таким рискам Европу, сократив поставки через Украину в начале этого года?"
К важным аспектам российских предложений источник "Времени новостей" относит также тезисы, касающиеся развития нефтепереработки и атомной энергетики. В первом случае лидеры развитых стран до сих пор ограничивались призывами к корпорациям инвестировать в перерабатывающие мощности, забывая о том, что такие вложения сильно осложнены фискальными и экологическими требованиями. Россия хоть и деликатно, но все же сформулировала эту проблему, предложив создать "более совместимый регулятивный режим, в том числе в области гармонизации технических и экологических стандартов". Что же касается энергии АЭС, то Россия предлагает ориентироваться на ее широкое развитие.
Кроме того, предлагается обратить особое внимание на динамично развивающийся рынок сжиженного природного газа. По словам источника газеты, в результате не исключено создание под эгидой "восьмерки" некоего международного механизма, связанного с установлением общих правил игры на этом рынке.
Обилие сложных для согласования вопросов в энергетической повестке заставляет предположить, что в результате акцент может сместиться в сторону борьбы "восьмерки" с так называемой энергетической бедностью. Эта тема, кстати по предложению России, является одной из главных для обсуждения в клубе "финансовой семерки". Очевидно, именно в этой сфере в итоге может появиться финансовая инициатива петербургского саммита. Как правило, лидеры "восьмерки" инициируют создание финансового механизма для облегчения доступа слаборазвитых стран к тем или иным общественным благам -- начиная от питьевой воды и заканчивая средствами борьбы со СПИДом (Великобритания в прошлом году пошла по пути списания внешних долгов беднейшим странам Африки).
Судя по всему, презентация российских предложений была воспринята благожелательно. Теперь, чтобы не вызывать лишних дискуссий о правомочности своего положения в клубе, российским властям важно не «подставляться» по пустякам. Пока это получается не очень хорошо. Вынесенная на публику история отмены визита Алексея Кудрина в Давос для встречи с итальянским и французским коллегами (см. «Время новостей» от 20 января) может вызвать у партнеров лишь иронию.
Андрей ДЕНИСОВ