|
|
N°8, 20 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Летом была совсем другая ситуация»
О том, как российская электроэнергетика переживает сильнейшие морозы, в интервью обозревателю «Времени новостей» Николаю ГОРЕЛОВУ рассказал главный диспетчер Единой энергосистемы России Александр БОНДАРЕНКО.
-- В каком режиме сейчас работают электростанции, в частности в Москве, -- на пределе мощности или еще есть резервы?
-- В Москве все электростанции работают с максимальной нагрузкой. Дополнительную недостающую электроэнергию энергосистема получает из Единой энергетической системы России. При этом технические возможности принятия дополнительной электроэнергии близки к предельным.
-- Появились сообщения, что крупные московские подстанции -- «Очаково», «Бескудниково» -- уже работают с перегрузкой. Не получится ли при еще большем росте нагрузки каскадного отключения энергии, как было в мае?
-- Летом была совсем другая ситуация -- совокупность несчастных случаев (упало дерево на ЛЭП на подстанции «Очаково», случился пожар на подстанции «Чагино». -- Ред.). Но возникающие перегрузки обязательно требуют принятия предупредительных мер, в первую очередь ограничения потребления в данном узле. У нас есть специально созданные штабы, которые оценивают ситуацию и при необходимости ввода ограничений потребителей по мощности способствуют их эффективной реализации.
-- То есть если морозы будут держаться еще несколько дней, придется вводить все больше и больше ограничений?
-- Дело ведь не только в морозах. Баланс состоит как из потребления, так и из выработки. И оборудование теоретически может выходить из строя -- все-таки железо есть железо, оно не вечно. А может случиться и так, что потребление стабилизируется и все останется так, как есть, и как только повысится температура, отпадет надобность в ограничениях. Вариантов развития событий много.
-- Какова зависимость между морозами и энергопотреблением? Почему нагрузка на энергосистему резко возрастает?
-- Это происходит в связи с увеличением потребления электроэнергии на отопление.
-- Т.е. население начинает включать обогреватели?
-- Не только население. На всех предприятиях, а это и заводы, фабрики, офисы, магазины, одним словом, везде, где находятся люди, предпринимают дополнительные меры по обогреву. А там, где есть электрокотельные, а таких зданий становится все больше, вообще зависимость прямая.
У нас есть, я бы сказал, эмпирическая формула: примерно один градус снижения температуры соответствует увеличению потребления на полпроцента. Эта зависимость, конечно, не прямолинейная -- она сглаживается, когда очень большие отклонения от нормы. По стране зимнее потребление составляет около 135 тыс. МВт. Сейчас почти во всех регионах температура снизилась в среднем примерно на 15 градусов от нормы. Это соответствует приросту потребления 7,5%, т.е. почти на 10 тыс. МВт. Для Москвы при потреблении 15 тыс. МВт и снижении температуры на 15 градусов от нормы будет составлять прирост потребления около 1 тыс. МВт. К тому же в Москве вечерний пик нагрузки выше утреннего на 800 МВт. В основном это световая нагрузка -- дети зажгли свет дома, а родители -- на работе.
-- Каков максимум нагрузки в Москве, который РАО «ЕЭС» может обеспечить?
-- С моей точки зрения определенную цифру называть не совсем корректно. Московская энергосистема -- это сложнейшая система. Это же не в ведро воды налить и сказать, что в этом ведре помещается столько-то. Может случиться, что при более низком потребления режим энергосистемы будет значительно более сложным, чем это было при более высоком потреблении.
-- Каков ваш прогноз на пятницу и ближайшие дни? Какую нагрузку нужно снять по Москве?
-- В четверг необходимо было снять где-то около 500 МВт. Не намного больше, чем в среду. Вот мы получили прогноз Гидрометцентра. Пятница -- ночью 29--34 градуса, днем -- 25--27, суббота -- ночью 26--28, днем 23--25, воскресенье -- 25--27, днем 22--24. Теплеть не будет. Но я думаю, что значительных приростов потребления быть не должно.
-- То есть ограничения на 500 МВт -- максимальные?
-- Не хочется загадывать, но, возможно, придется ограничивать и на 800 МВт, или даже на 1 тыс. МВт. Много это или мало? Если сам попадешь, то много. Хотя это лишь около 5--7% от всего потребления в московском регионе.
-- В других регионах России введены ограничения?
-- Пока все нормально, ограничений нет.
-- То есть Москва -- самый сложный регион для энергетиков?
-- Конечно. А что вы хотите? Что такое нагрузка 15 тыс. МВт? Это потребление половины Украины -- с ее энергоемкими производствами (металлургия, химия и др.). А у нас вся Московская энергосистема с высокой долей бытовой нагрузки в электропотреблении сконцентрирована вот на такой небольшой территории.
-- Как на практике происходит процесс ограничения нагрузки?
-- Прежде всего то, что мы делаем сейчас, готовится заранее. Мы каждый год составляем списки потребителей, которые могут быть ограничены в случаях дефицита топлива на электростанциях, дефицита электрической энергии и мощности. В эти списки включаются потребители, для которых технологически ограничение электроэнергии окажется безболезненным. Это соответствует постановлению правительства. И согласно этим спискам возможно ограничение энергосистемы по нагрузке до 20% от всего потребления. Для Москвы это 3 тыс. МВт. Это серьезно. Когда возникает потребность во вводе ограничений, как это происходит в настоящее время, как говорится, в «ледниковый период», мы должны из этого списка выделить потребителей, которые по месту размещения в энергосистеме и объему потребления соответствуют нашим расчетам. Так, например, расчеты показывают, что с учетом прогнозов потребления необходимо в период с такого-то по такое-то время на следующий день ввести ограничения для предупреждения опасных режимов работы оборудования и линий электропередачи в электрических сетях в районе такой-то подстанции на суммарную величину, скажем, 100 МВт. Заранее энергосбытовой организации выдается задание на ввод ограничений, и она в соответствии с заданием распределяет заданный объем ограничений по предприятиям. А затем вводятся ограничения. Вот мы в среду дали задание по Москве снять нагрузку в 440 МВт, «Энергосбыт» подсчитал, что реально выполнено 330 МВт. Это очень хороший показатель эффективности.
-- То есть вы с запасом ограничиваете?
-- Не совсем так. Мы же ведь абсолютно точно не можем спрогнозировать потребление. Согласно нашему прогнозу нужно было снять 440 МВт, чтобы обеспечить необходимую нагрузку. Получилось же, что режимы потребления в энергосистеме не вышли за рамки допустимых значений. Реальный уровень потребления ведь от многих факторов зависит.
-- Появилась информация о том, что некоторые потребители отказываются ограничивать свое потребление. Что вы делаете в таких случаях?
-- Отношения с потребителями -- это задача энергосбытовых организаций. Они заключают договоры с клиентами, в которых оговорены ситуации с возможными временными ограничениями энергоснабжения. А потребители должны понимать, что последствия от возможных аварийных ситуаций для всех, в том числе и для них самих, могут быть несопоставимы с временными ограничениями. И во всем мире так происходит.
Беседовал Николай ГОРЕЛОВ