|
|
N°10, 24 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Энергетическая сверхдержава или экономический лидер?
Сегодня в России и на Украине широко обсуждаются газовые договоренности, достигнутые в январе. Кто выиграл, кто проиграл, как разрешится украинский политический кризис, что будет там после мартовских выборов в Верховную раду? Однако за политической суетой мало кто видит главные изменения в российской политической стратегии. На мой взгляд, эти изменения прозвучали в докладе Владимира Путина на заседании Совета безопасности России накануне новогодних праздников.
Доклад президента воспринят как новая государственная стратегия. Последовавшие комментарии политолога Глеба Павловского, обычно хорошо осведомленного о веяниях в Кремле, способны устранить сомнения. После пятнадцати лет метаний Россия выбрала свой путь -- путь «энергетической сверхдержавы». Но если это так, то этот выбор вступает в противоречие с прошлогодним президентским посланием, в котором движение к инновационной экономике называется главным приоритетом страны.
«Энергетика является важнейшей движущей силой мирового экономического прогресса. Так было всегда и еще надолго останется», -- прозвучало в докладе. Энергетика, безусловно, обеспечивает функционирование экономики, но ее динамика задается инновациями. И лидерами экономического развития становятся не те, кто сидит на скважине, а те, кто умело пользуется своим интеллектом. Российских скважин хватит на два-три десятилетия, а если учесть рост внутреннего потребления, то за счет нефти страна сможет кормиться пятнадцать-двадцать лет. А после? «Энергетическая сверхдержава» в таком ее понимании исчезнет с экономической карты мира, а ее народ окажется на задворках современной цивилизации. Стратегия проедания ресурсов -- стратегия короткого дыхания.
Разумеется, у России сейчас нет другого источника для экономического рывка, кроме продажи нефти и газа. Однако такой способ обеспечения экономического развития необходимо признать вынужденным, временным, инструментальным. Когда президент говорил в докладе об инновациях в энергетической сфере, он затрагивал лишь небольшую часть инновационных задач, стоящих перед страной. Инновации прежде всего должны сосредоточиться на альтернативных источниках энергии, внедрении низкоэнергетических производств. Прорывные инновации не могут сводиться к "новым способам бурения", а будут возникать в каталитическом синтезе, генной инженерии и биосинтезе, нанотехнологиях и электронике.
Сегодня Россия своей политикой выкачивания нефти обеспечит ведущим странам безболезненный переход к технологиям XXI века, а сама рискует остаться в веке XX. Чтобы этого не случилось, должна быть разработана действительная программа реализации идей прошлогоднего послания президента. Мы должны использовать доходы от наших энергоресурсов не для накачивания стабилизационного фонда, подкармливающего развитые экономики мира, а для обеспечения выхода к экономике нового поколения. Необходима активная государственная политика поощрения инноваций. Необходимо формулирование государственного заказа в авангардных отраслях экономики -- от освоения космоса до медицины и от IT-технологий до альтернативной энергетики. А значит, щедрое финансирование прикладных разработок и фундаментальных исследований. Только тогда национальная программа поддержки образования приведет к производству высококвалифицированных специалистов не для Соединенных Штатов и Европы, а для обеспечения интеллектуального прорыва самой России.
Остается надежда, что доклад президента является лишь политическим ходом, вызванным конфликтом с Украиной, и направлен на "вразумление" Запада. Хочется верить, что основные стратегические задачи не будут подвергнуты пересмотру, а национальные программы, направленные на инвестиции в человека, не окажутся предвыборной артподготовкой.
Вячеслав Игрунов, директор Международного института гуманитарно-политических исследований