|
|
N°9, 23 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политика на выданье
Министр внутренних дел Украины Юрий Луценко обвинил Россию в том, что она предоставила гражданство нескольким украинским высокопоставленным чиновникам прежней власти, объявленным в международный розыск по обвинениям в коррупции. Проще говоря, министр сказал, что Россия скрывает международных преступников. Россия же не только не скрывает, что скрывает этих лиц, но, например, готова принять у себя на лечение (с возможной последующей невыдачей) находящегося под следствием Международного трибунала по бывшей Югославии экс-диктатора этой страны Слободана Милошевича.
В принципе руководство любого государства вольно решать, кому давать и кому не давать гражданство, кому из беглых президентов, царей или их псарей предоставлять убежище. С точки зрения обычной человеческой морали вполне естественно укрывать от преследований представителей тех режимов, которые вы сами поддерживали. Опять же у России не так много двусторонних соглашений с другими государствами об экстрадиции. Да и логику "это сукин сын, но это наш сукин сын" в мировой политике, увы, пока никому отменить не удалось.
Но, следуя такой логике, нужно всегда учитывать два обстоятельства. Во-первых, тщательнее выбирать друзей, чтобы потом не вляпываться в международные скандалы, и, во-вторых, отдавать себе отчет, что если вы не выдаете другим странам одиозных персонажей, если система вашего правосудия вызывает большие вопросы, то и вам не выдадут тех, кого вы хотели бы заполучить.
Самая шумная последняя история с выдачей России крайне желанного для нее субъекта -- экс-министра по атомной энергии Евгения Адамова -- должна заставить наши власти задуматься о своих действиях в такой деликатной сфере, как экстрадиция. Будем откровенны: швейцарские судебные власти совершили жест доброй воли по отношению к России, все-таки переиграв свое первоначальное решение экстрадировать Евгения Адамова в США. Ведь у США на момент подачи запроса об экстрадиции было вполне мотивированное уголовное дело, а российские власти по политическим мотивам в свое время решили такого дела против г-на Адамова не заводить, ограничившись его снятием с должности министра. И только когда стала реальной угроза выдачи США потенциального носителя российских ядерных секретов, наши правоохранители подсуетились и быстро состряпали против Евгения Адамова уголовное дело.
"Басманное правосудие" вкупе с попытками приласкать и обогреть, мягко говоря, неоднозначных персонажей политической жизни других стран приводят к тому, что Россия проигрывает один за другим процессы об экстрадиции в нашу страну то фигурантов дела ЮКОСа, то эмиссаров чеченских сепаратистов. И постоянные обвинения "невыдающих" стран в "двойных стандартах", раздающиеся из Москвы после каждой очередной такой неудачной попытки, совершенно безосновательны. С Россией поступают точно так же, как она поступает с другими.
Я вовсе не утверждаю, что Россия должна лишить гражданства и выдать Украине тех людей, о которых говорил глава украинского МВД: управделами Леонида Кучмы Игоря Бакая, бывшего министра внутренних дел Украины Николая Билоконя или экс-мэра Одессы Руслана Боделана. Просто, принимая то или иное решение, государство делает свой выбор и потом не должно удивляться, если другое государство делает свой, который не нравится нам.
Причем так происходит не только в сфере выдачи или невыдачи конкретных фигурантов уголовных дел. Это касается каждого ответственного политического действия. Между ценой тысячи кубометров российского газа для Украины 230 долл. и желанием украинских властей побыстрее вступить в Евросоюз -- прямая связь. Между посадкой Ходорковского по такому обвинению, на такой срок, с таким способом отъема его компании и предоставлением политического убежища в Великобритании Березовскому -- прямая связь.
Спору нет, власть на Украине может смениться, и те, которые сегодня считаются там преступниками, теоретически опять имеют шанс вернуться в политику. И даже отплатить добром своим нынешним российским благодетелям. А могут не вернуться и не отплатить. Просто это обоюдоострая политическая игра, играя в которую, не стоит слишком болезненно переживать неизбежные поражения.
Семен Новопрудский