|
|
N°8, 20 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что тот солдат, что этот
Названы лауреаты «Золотого овна»
«Золотой овен» до этого года был Национальной премией кинокритики и кинопрессы. А кинокритики, что вызывало недовольство Марка Рудинштейна, оплачивающего церемонию вручения, мало думали о пиаре, но были очень озабочены регламентом, объективностью, строгостью подсчетов. Дошло до того, что в прошлом году экспертный совет гильдии (на втором этапе голосования, в первом участвуют все желающие из тех, кто пишет о кино) выбирал лучшего электронным голосованием, как в Думе, как на «ТЭФИ». Критики нажимали кнопки и сами удивлялись результатам, тут же высвечивающимся на табло.
Но столь далеко зашедший прогресс тут же и оборвался.
В этом году Гильдия критиков и Марк Рудинштейн, владелец бренда «Золотой овен», разошлись, возможно, навсегда.
Теперь Гильдия киноведов и кинокритиков при финансовой поддержке Александра Роднянского (СТС) и Игоря Толстунова («Кинотавр»), будет вручать своего «Слона» -- так всегда назывался приз критики на отечественных фестивалях, а Марк Рудинштейн и его новая компания «Киномарк» -- своего «Овна». Чтобы сделать «премию общенациональной не только по названию, но и по существу», за лучшие фильм, актерские и режиссерские работы было предложено голосовать всем, особенно иногородним, киножурналистам, а также вообще всем, кто хочет, -- на открытом сайте.
В результате выяснилось, что большинство из 60 проголосовавших за лучший фильм журналистов и большинство интернет-пользователей совпало в своих пристрастиях, и всех победила «9 рота» («Дневного дозора» в номинации не было, это фильм следующего года, а были «Солнце» и «Первые на Луне»). Как сформировались списки номинантов, впрочем, так и не понятно.
Но в России во всякие процедурные вопросы не верят. Кто голосовал, за что, из кого выбирали, кого вычеркивали -- не важно. Важно, кого выбрали.
На этот раз выбрали Федора Бондарчука и его фильм -- и как лучший в принципе, и как лучший дебют. Еще отметили -- за лучшую женскую роль -- Ирину Рахманову, оператора Максима Осадчего и композитора Дато Евгенидзе.
Алексея Германа-младшего за «Гарпастум» назвали лучшим режиссером, Евгения Миронова признали лучшим актером за роль в картине «Космос как предчувствие», за него же Александра Миндадзе наградили как сценариста. Приз за лучшую женскую роль получила Татьяна Васильева, сыгравшая в фильме "Попса". За роль второго плана награжден Никита Михалков ("Статский советник"), за работу художника -- Владимир Святозаров ("Турецкий гамбит").
Показанные по телевидению «Бедные родственники» (Константин Хабенский) и «Статский советник» (Оксана Фандера) отметили народными премиями -- бутылками водки.
В сущности, ничего плохого не произошло, получили лишнюю награду достойные люди, церемония прошла весело, небольшой Марк Рудинштейн и крупная Оксана Писанка вели ее бойко и споро, выходившие за наградами шутили. А то, что премии критики теперь две, народная и профессиональная, так у нас всего по два, по три, по четыре, как писал Михаил Жванецкий давно и по другому поводу. И ничего -- а климат-то у нас какой? Запасаться надо.
Глеб МЫШКИН